Классификация налогов. Эффект Лаффера
Классификация налогов может быть проведена по различным критериям:
1. по способу взимания: прямые (начисляются на «образование доходов» – налог на имущество, НДФЛ, налог на прибыль) и косвенные (налоги на «использование доходов» - акцизы, НДС, таможенные пошлины);
2. в зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги: федеральные, региональные, местные;
3. по целевой направленности введения налогов: общие (для формирования доходов государственного бюджета в целом), специальные (вводятся для конкретного направления государственных расходов);
4. в зависимости от субъекта-налогоплательщика: налоги взимаемые с физических (налог на наследование или дарение), юридических лиц (налог на прибыль организаций), смежные (земельный налог);
5. в зависимости от метода налогообложения: равные(характеризуются одинаковой суммой налога для каждого налогоплательщика), пропорциональные (взимаются по единой ставке при любом размере дохода), прогрессивные (характеризуются повышением ставки с увеличением базы налогообложения), регрессивные (характеризуются уменьшением ставки с ростом величины объекта налогообложения).
Графически изображение зависимости между уровнем ставок налогообложения и суммой налоговых поступлений в бюджет дает «кривая Лаффера».
Налоговая система, построенная с учетом рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличения налоговой базы. Американский экономист А.Лаффер доказал, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов.
На рисунке по оси ординат отложены налоговые ставки R, по оси абсцисс – поступления в бюджет V. При увеличении ставки налога доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер ставки R1 обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет V1. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100%-м налогообложении доход государства равен нулю, т.к. никто не хочет работать, не получая дохода.
Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику инвестиций.
Главным недостатком большинства действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статической, а не динамической системе, т.е. не учитывается развитие общественных отношений. Конкретные фазы экономического цикла, изменение прожиточного уровня, изменения в распределении личных доходов, глобальные экстремальные обстоятельства (неурожай, аварии, стихийные бедствия и пр.) изменяют действенность тех или иных налогов.
Являясь мощным инструментом финансовой политики, величина налоговой ставки, и общая масса изымаемых в государственный бюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социально - экономического развития общества.