Краткий словарь иностранных слов, часто употребляемых в области политики и экономики

Русский язык и культура речи

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПЕРСОНАЛИЙ

(ГЛОССАРИЙ)

030301.65 Психология, 070601.65 Дизайн, 080301.65 Коммерция

Санкт-Петербург

Краткий словарь иностранных слов, часто употребляемых в области политики и экономики

Авта¢ркия – политика обособления страны от экономических связей с другими странами с целью создания замкнутой, самообеспечивающейся экономики.
Авуа¢ры – 1) наличные деньги, золото, ценные бумаги, принадлежащие банку; 2) находящиеся на счетах другого банка, расположенного за рубежом.
Алья¢нс – союз на основе договорных обязательств
Ареа¢л – область распространения на земной поверхности какого-либо явления.
Ауди¢т – проверка ведения бухгалтерского учета на предприятиях и в учреждениях с точки зрения его достоверности и справедливости.
Афе¢ра – мошенничество.
Ба¢ртер – прямой товарообмен между контрагентами.
Би¢знес – деятельность, дающая прибыль.
Бри¢финг – информационное совещание представителей прессы, на котором уполномоченными лицами излагается позиция правительства или соответствующей организации.
Вака¢нсия – незанятая должность.
Ва¢учер – именной приватизированный чек.
Ве¢ксель – письменное долговое обязательство.
Верифика¢ция – проверка документов, расчетов.
Гара¢нт – поручитель: государство, учреждение, лицо, дающее в чем-либо гарантию.
Гара¢нтия – ручательство; условие, обеспечивающее что-либо; обязательства продавца отвечать за материальные недостатки товара.
Дебито¢р – должник
Дезавуи¢ровать – заявить о несогласии с действиями своего доверенного лица или о том, что действовать от имени заявляющего.
Делега¢т – представитель (выбранный или назначенный).
Делеги¢ровать – уполномочивать; посылать в качестве делегата.
Демаго¢гия – использование лживых обещаний, преднамеренное извращение фактов для достижения той или иной цели.
Де¢мпинг – продажа товара на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран.
Депози¢ты – часть прибыли компании, распределяемая между акционерами в зависимости от числа акций.
Диза¢йн – комплексная проектно-художественная деятельность.
Дилле¢ма – необходимость выбора из 2 возможностей.
Ди¢лер – лицо или фирма, занимающаяся перепродажей.
Дискредита¢ция– подрыв авторитета.
И¢мидж – целенаправленно сформированный образ.
Импи¢чмент – процедура привлечения к суду парламента высших должностных лиц государства.
Инжини¢ринг – инженерно-консультационные услуги.
Иннова¢ция – нововведение.
Инсинуа¢ция – клевета.
Инциде¢нт – происшествие, недоразумение, столкновение.
Исте¢блишмент – правящая и привилегированные группы общества, а также вся система власти и управления, с помощью которой они осуществляют свое господство.
Кано¢н – правило; то, что стало традиционным и общепринятым.
Карт-бла¢нш – неограниченные полномочия (для совершения конкретных действий поверенным от имени доверителя).
Катакли¢зм – катастрофа.
Колле¢дж – высшее или среднее учебное заведение.
Коммюнике¢ – официальное сообщение (в СМИ) о важных событиях.
Компете¢нция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом: сфера полномочий к.-л. органа или должностного лица.
Конса¢лтинг – консультирование товаропроизводителей, продавцов и покупателей по широкому кругу вопросов экономической деятельности.
Консе¢нсус – общее согласие по спорным вопросам.
Конформи¢зм – приспособленчество.
Конфронта¢ция – противоборство.
Конъюнкту¢ра – обстановка, сложившаяся в определенный момент в области деловых отношений.
Корру¢пция – подкуп должностных лиц; использование должностным лицом служебного положения в целях личного обогащения.
Копира¢йт – авторские права, защищенные законом.
Коти¢роваться – иметь ту или иную цену (оценку).
Легити¢мный – законный.
Лими¢т – предельное количество (норма) чего-либо.
Лобби¢зм – практика оказания давления на законодателей, государственных чиновников, правительственные решения со стороны каких-либо организаций.
Локау¢т – закрытие предприятия или массовое увольнение рабочих с целью заставить их отказаться от выдвигаемых ими требований.
Марке¢тинг – система, направленная на обеспечение максимального сбыта продукции и расширения рыночной зоны фирмы.
Ме¢неджмент – искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми и прочими ресурсами в целях улучшения производственной деятельности.
Менталите¢т – умонастроения, определенный уровень общественного и индивидуального сознания и связанный с ним спектр жизненных позиций, культуры и моделей поведения.
Микрофло¢ра – совокупность микроорганизмов, присутствующих в определенной среде (воздуха, воде, почве, пище и т.д.).
Морато¢рий – отсрочка исполнения обязательств.
Монито¢ринг – специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов.
Нова¢ция – прекращение обязательства по соглашению сторон путем замены его новым обязательством.
Но¢нсенс – бессмыслица.
Ностальги¢я – тоска по родине.
«Ноу-ха¢у» – не защищенные охранными документами знания или опыт научно-технического, производственного, коммерческого и другого характера.
Нувори¢ш – человек, разбогатевший на спекуляциях и прибившийся в высшие слои общества; богач-выскочка.
Остраки¢зм – изгнание, гонение.
Охлокра¢тия – крайняя, извращенная форма демократии (проявляется как экстремизм), «власть толпы».
Па¢блисити – реклама; известность, популярность.
Паллиати¢в – полумера.
Парафи¢рование– форма подтверждения согласия с текстом договора – нанесение представителями сторон своих инициалов в конце (или на каждой странице) текста.
Протекциони¢зм– 1) поддержка, оказываемая влиятельным лицом кому-либо в устройстве дел; 2) экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции.
Ре¢йтинг – уровень популярности.
Реноме¢ – репутация.
Ресу¢рсы – средства, запасы, возможности, источники чего-либо.
Рэ¢кет – шантаж, запугивание, вымогательство.
Сана¢ция – оздоровление; система мер по предотвращению банкротства и финансовому оздоровлению крупных предприятий и банков с помощью государства.
Сертифика¢т – письменное свидетельство; документ, удостоверяющий какой-либо факт.
Стагна¢ция – застой в экономике, производстве, торговле.
Ста¢тус – правовое положение, состояние.
Стату¢т – устав, положение о правах и обязанностях каких-либо лиц или органов.
Фиа¢ско – неуспех, провал.
Форс-мажо¢р – чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (например, стихийные бедствия), освобождающие от исполнения обязательств по договору.
Хо¢лдинговая – компания, использующая капитал для приобретения компания контрольных пакетов акций других компаний.    
Ча¢ртер – договор на аренду судна (самолета) в рамках конкретного срока.  
Экспа¢нсия – расширение сферы влияния.  
Экстраполя¢ция– распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его.  
Эмба¢рго – запрет на ввоз или вывоз из страны товаров или валюты как средство экономического воздействия на другое государство.  
Эргоно¢мика – наука о взаимоотношениях человека и машины в условиях производственной деятельности.  
Юрисди¢кция – сфера полномочий данного государственного органа.  

СЛОВАРЬ УДАРЕНИЙ

Наши рекомендации