Средние цены на продукцию, производимую предприятиями АПК, руб. за 1 т
Вид продукции | 1991 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
Сельское хозяйство | ||||||
Зерно | ||||||
Подсолнечник | ||||||
Сахарная свекла | ||||||
Картофель | ||||||
Овощи | ||||||
Скот и птица (в живой | ||||||
массе) | ||||||
Отрасли переработки | ||||||
Хлеб | ||||||
Мука пшеничная | ||||||
Сахар | ||||||
Масло подсолнечное | ||||||
Говядина | ||||||
Свинина | ||||||
Молоко цельное | ||||||
Масло сливочное | ||||||
Промышленность | ||||||
Комбайн СК-5М «Нива», | 19,5 | 92,2 | 108,4 | 134,2 | ||
тыс. руб. за 1 шт. | ||||||
Трактор ДТ-75Н, | 15,4 | 39,2 | 75,6 | 97,1 | 105,4 | 150,3 |
тыс. руб. за 1 шт. | ||||||
Трактор ТМЗ-80, | 10,4 | 27,5 | 56,0 | 69,5 | 82,3 | 157,4 |
тыс. руб. за 1 шт. | ||||||
Минеральные удобрения |
Диспаритет принял такие размеры, при которых восстановление ранее сложившихся соотношений цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию без вмешательства государства представляется трудно достижимым даже в течение достаточно продолжительного срока. Поэтому должна возрасти роль государства в регулировании цен на продукцию сельского хозяйства.
Функции цены характеризуют роль, которую она играет в экономике. Первичной ее функцией следует считать измерительную; благодаря цене удается измерить стоимость (ценность) товара.
Как измеритель стоимости цена приобретет учетную функцию; переводя количество и качество товара из натуральных единиц в денежные, мы получаем возможность вести учет, сопоставлять доходы и расходы, рассчитывать валовую и товарную продукцию, валовой и чистый доход, себестоимость, прибыль и другие экономические показатели.
Цена выполняет также важную регулирующую функцию. В рыночной экономике цены — это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения. Повышение или понижение цены приводит к выравниванию величин спроса и предложения; тем самым цена действует как важнейший регулятор рыночной экономики.
Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
Эта функция реализуется за счет отклонения цены от стоимости, а также через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда занятости населения и других.
Стимулирующая функция цены проявляется в том, что при определенных условиях она стимулирует рост выпуска продукции, повышение ее качества, переход к новым технологиям и т. д.
Таким образом, цена является важнейшим инструментом рыночной экономики, мощным рычагом управления экономическими процессами. Вместе с тем цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов стоимости, спроса и предложения.
МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Механизм ценообразования — это принятый способ формирования новых цен и изменения действующих с учетом влияния цено-образующих факторов. Различают два подхода к формированию цен: затратный (производственный) и рыночный. В первом случае
в основу цены товара кладут производственные затраты, связанные с выпуском товара, во втором — определяющим фактором ценообразования считается конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.
Суть затратного метода состоит в том, что цена товара зависит от издержек производства и обращения, необходимых для производства и реализации единицы продукции. Это, однако, вовсе не означает, что цена равна сумме таких издержек. Затратный механизм ценообразования учитывает то обстоятельство, что производитель и продавец товара должны не только возместить издержки, но и получать определенную прибыль. Соответственно формула цены, определяемой на основе затратного подхода, будет иметь следующий вид:
где С — средние издержки на производство и реализацию единицы товара, руб.; Пр — прибыль, получаемая производителями (продавцом) за единицу товара, руб.
Суть рыночного механизма ценообразования заключается в том, что цена должна обеспечить выравнивание спроса и предложения, согласование интересов двух сторон — продавца и покупателя на свободном рынке. Такая цена получила название рыночной.
Чтобы понять, как формируется рыночная цена, проанализируем совокупное влияние на нее спроса и предложения (рис. 10).
При цене равновесной Цр производители готовы поставить на рынок продукцию в количестве Кр, а потребители согласны приобрести именно такое количество этой продукции. Рыночная цена, таким образом, устанавливается в точке пересечения кривых спроса D и предложения S.
Рассмотрим этот процесс на примере зерновых культур. До посева производители с помощью маркетинговой информации, полученной из официальных источников, а также данных научно-исследовательских институтов и бирж, прогнозируют уровень спроса на зерно. Это не значит, что они садятся за стол и вычерчивают кривые спроса и предложения. Они оценивают, сколько продукции может поступить на рынок из запасов прошлых лет и нового урожая, какова может быть потребность в зерне для животноводства, экспорта и переработки.
После этого иначинают «работать» кривые спроса и предложения. Производители планируют валовые сборы, а потребители определяют, сколько зерна закупить.
Объемы возможного предложения сопоставляются с прогнозируемым уровнем спроса, в результате формируется ожидаемая цена на зерно (Цр). Эта цена используется в переговорах о продажах, закладывается в контракты на будущую поставку зерна на элеваторы. В период сезона выращивания могут возникнуть другие факторы, которые вызовут сдвиг кривых спроса и предложения, что, в свою очередь, повлияет на рыночную цену зерна (речь не идет об инфляционном росте цен). По мере того как будут поступать прогнозы об ожидаемом урожае, будет меняться и цена. Так, при недостатке влаги в почве в течение вегетационного периода урожай будет ниже, чем ожидалось, значит, кривая предложения сдвинется влево и цена возрастет. Снижение цен на продукцию животноводства может привести к сокращению поголовья, что, в свою очередь, вызовет снижение потребности в кормах. В этом случае кривая спроса на зерно сместится влево, и цены понизятся.
Продолжительность ценового цикла в сельском хозяйстве определяется прежде всего длительностью производственного процесса. В бройлерном птицеводстве и при возделывании большинства полевых культур — год. В мясном скотоводстве ценовой цикл может продолжаться до 6 лет, учитывая время, необходимое для разведения и откорма. В этом случае можно говорить о запаздывающей реакции рынка на предложение, что имеет место довольно часто.
Естественно, производители стремятся выбрать момент, когда рыночная цена на продукцию достаточно высока. Это в меньшей степени касается скоропортящейся продукции, которую, в отличие от зерна, нельзя хранить долго без потери качества. Промежуточное положение по степени гибкости выбора сроков реализации занимают свинина и мясо бройлеров.
На уровень и динамику рыночных цен большое влияние оказывает такой фактор, как ценовая эластичность спроса. Этот показатель измеряет степень чувствительности спроса потребителей к изменению цен:
где Эс — ценовая эластичность спроса; АД АР— изменение спроса и цены (разница между фактическим и базисным значением); dб6, P6 — базисные значения спроса и цен.
Если Эс > 1, то спрос эластичен, то есть при небольшом изменении цены спрос изменяется весьма значительно. Если, напротив, Эс < 1, то спрос неэластичен; в этом случае даже заметное изменение цены незначительно влияет на спрос. При Эс = 1 спрос называется унитарным; это значит, что он изменяется в той же пропорции, что рыночная цена.
Спрос, как правило, неэластичен, если:
на рынке мало товаров-конкурентов или их нет вовсе;
товар является предметом первой необходимости;
затраты на товар занимают незначительную долю в бюджете покупателя.
Если спрос неэластичен, производитель может увеличить прибыль за счет повышения цен. Напротив, если спрос эластичнее, дополнительная прибыль будет получена за счет снижения цены, которое вызовет резкое увеличение спроса и рост объемов реализации товара.
Ценовая эластичность предложения зависит от времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цен. Эта реакция связана, в частности, с перераспределением ресурсов в более выгодные производства.
Эластичность предложения тем выше, чем больше времени имеется у продавца для принятия решения. Формально она рассчитывается таким же образом, как и эластичность спроса (только в числитель дроби вместо процентного изменения спроса ставится значение процентного изменения предложения). Например, эластичность предложения овощей наиболее высока до посадки, когда производитель имеет возможность скорректировать структуру посевных площадей; наоборот, после уборки предложение овощей неэластично, так как при любых колебаниях цен объемы выставленной на рынок продукции не могут изменяться значительно.
Как рыночные, так и затратный механизмы свойственны рыночной экономике и являются ее существенной частью (в командной экономике применялся почти исключительно затратный механизм ценообразования).
Цены на сельскохозяйственную продукцию весьма неустойчивы и подвержены влиянию ряда факторов; наибольшее значение из них имеют:
конъюнктура рынка, спрос и предложение;
государственное регулирование цен;
издержки производства и реализации продукции;
конкуренция;
качество продукции;
сроки и каналы реализации продукции.
В сложившихся в России экономических условиях цены на многие виды сельхозпродукции, особенно на продукцию животноводства, не компенсируют даже затрат на ее производство. Поэтому нужен механизм государственного регулирования этих цен.