Приложения к организационному поведению.
Способности и отбор. Люди, способные оценивать собственные эмоции и воспринимать эмоции других, более эффективны в работе. Речь идет об эмоциональной восприимчивости.
Эмоциональная восприимчивость | Вид не рассудочных навыков, способностей и умений, определяющих способность человека преуспевать в противостоянии внешним требованиям и давлению |
Эмоциональная восприимчивость имеет шесть измерений:
Самосознание | Осознание того, что вы чувствуете |
Самоменеджмент | Способность управлять собственными эмоциями и порывами |
Самомотивация | Способность упорно продолжать [работу] после неудачи или провала |
Эмпатия | Способность воспринимать чувства других |
Социальные навыки | Способность управлять эмоциями других |
Многочисленные исследования показали, что эмоциональная восприимчивость (ЭВ) - Emotional intelligence (EI) очень важна как рабочая характеристика. Так исследования характеристик инженеров фирмы Lucent Technologies показали, что лидеры значительно сильнее в ЭВ, чем другие. Показатели EI оказываются более важными, чем IQ. Командование ВВС США, перейдя к подбору призывников по EI, на 90% и $3,000,000 в год сократило потери на наем и тренинг. Изучение одиннадцати американских президентов от Франклина Рузвельта до Билла Клинтона показало, что успешные президенты – Рузвельт, Кеннеди и Рейган - были эмоционально восприимчивыми, в отличие от неуспешных Джонсона, Картера и Никсона.
EI особенно важна для позиций служащих, связанных с социальным взаимодействием.
Принятие решения. Эмоциональная составляющая важна в рассмотрении процесса принятия решения. Несмотря на привлекательность рационального подхода к принятию решения, решения принимаются не только головой, но и сердцем.
Мотивация. Подробно мотивация будет рассмотрена ниже, однако отметим, что рассмотрение иррациональных составляющих мотивации занимает существенное место в современных исследованиях.
Теории мотивации исходят из того, что люди ведут себя так, чтобы добиться желаемого результата. Происходит рациональный обмен – служащий продает свои усилия за оплату, безопасность, продвижение и др. Однако люди – не бездушные машины, и эмоциональная составляющая в мотивации очень сильна. Мотивированные на работу люди физически, сознательно и эмоционально направлены на достижение цели.
Не все люди эмоционально ангажированы на работу, но в рассмотрение должны быть включены люди, забывающие о еде и сне за интересной для них работой.
Лидерство. Эмоции являются составной частью лидерства. Эмоции позволяют лидеру эффективно передавать подчиненным свои сообщения. Эмоции являются необходимой составной частью выступлений. «Если лидер вдохновлен, полон энтузиазма и активности, он может более эффективно передать подчиненным чувство силы, компетентности, оптимизма и радости. Так, политики специально учатся демонстрировать энтузиазм.
Руководители корпорация хорошо знают как важна эмоциональная составляющая в передаче подчиненным видения развития организации и ее изменений. Эмоции заменяют определенность и надежность в перспективных планах.
Межперсональные конфликты. Здесь эмоциональная составляющая также очень сильна, и задачей менеджера является правильно разделить рациональные, н.п. рабочие противоречия и эмоциональную часть.
Девиантное поведение на рабочем месте. Отрицательные эмоции могут приводить к проявлениям девиантного поведения.
Служебные нарушения, девиантное поведение | Преднамеренные действия, которые нарушают установленные нормы и угрожают организации, ее работникам или и тем и другим. |
Девиантное поведение может касаться работы (ранний уход с работы, демонстративная медленная работа), собственности (повреждения, саботаж) политики (слухи, обвинение коллег), и персональной агрессии (сексуальные домогательства, словесные оскорбления). В большинстве случаев оно ведет к отрицательным эмоциям.
Обучение.
Всякому сложному поведению необходимо научаться.
Определение обучения.
Некоторое относительно постоянное изменение поведения, происходящее в результате опыта.
Теории обучения.