Рынок совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
Фирма совершенный конкурент не ведет ценовой политики, соглашается с ценой, принимает цены какие есть.
Спрос на продукцию фирмы совершенной конк.абсолютно эластичен, ценовую политику вести нельзя. Она ведет политику объемов (наилучший тот объем, который приносит макс.прибыль и мин.убытки). МС=МR.
Поведение фирмы в краткосрочном периоде:
1. получает эк.прибыль ф.с.к График Р=МС=МR АС<P(клюшка+горизонтальD+ ниже сначала горизонталь, а потом синхронно клюшке) (фирма не явл.эффективной с точки зр.общества, т.к не работает на мин.средних С).
2. самоокупаема График Р=МС=МR АС=Ре (клюшка + горизонтальD + их пересечение=> начало параболы АС) (с точки зр.общ-ва эффективное)
3. работает с убытками График P>AVC, P<AC График общей модели С (МС, АС, AVC)+ горизонтальD, где сверху «не уходит», снизу «если бы ушла».
4. Особый случай, когда фирма может уйти или остаться График AVC=P График общей модели С (МС, АС, AVC)+ горизонтальD, где сверху «не уходит», снизу ничего.
Поведение фирмы в долгосрочном периоде:
1. фирма, действующая в данной отросли, может менять производственные мощности
2. другие фирмы могут уйти с данной отросли
Равновесие фирмы и отросли в долгосрочном периодах.
P=MR=MC=AC=LAC
График фирмы Р и Q (МС, АС, Dгоризонталь) Ре пересекается в точке равновесия
График отросли Р и Q (S, D) обычный
Не может получить эк.прибыль и с убытками тоже не работает.
С точки зр.общества ф.с.к. в долгосрочном периоде является эффективной, т.к работает на мин. Издержек (AC, LAC)
Монополия: понятия, виды. Максимизация прибыли и экономическая эффективность фирмы с точки зр.общества.
Чистая монополия – это рынок, на котором ……
Виды:
1. закрытая – это ситуация когда фирма имеет потент или лицензию, и др.фирмы в отросль не допускаются.
2. естественная – когда фирма производит Т и У с издержками меньшими, чем, если бы фирм было 2 и более. И при этом фирма удовлетворяет рыночный спрос (работает на «+» эффекте масштаба).
3. открытая – одна фирма производит новую продукцию. Она долго не существует, она превращается или в закрытую или в другой тип рыночной структуры.
В краткосрочном периоде с точки зрения общества неэффективна, она не работает на мин. АС (средних издержек).
В долгосрочном тоже.
В долгосрочном периоде фирма-монополия может получать эк.прибыль, т.к она никого не пускает на рынок.
Фирма-монополия в долгосрочном периоде может быть самоокупаемой, т.е с убытками она работать не будет.
Сложная монополия – монополия, которая проводит сложную ценовую политику (ценовая дискриминация)
Ценовая дискриминация – продажа одинаковых товаров при разных ценах. (пример с знаменитым адвокатом)
Олигополия. Варианты олигополистического поведения фирмы
Олигополия – рынок немногих конкурентов.
Особенность заключается в том, что они взаимозависимы, т.е в своем поведении они вынуждены учитывать поведение др.фирм.
Варианты олигополистического поведения фирмы6
1. сговор
a. явный
b. тайный
В результате сговора формируются картели. Например страны Опек.
Ценовой сговор запрещен => они регулируют квоты => изменяют цены.
2. лидерство в ценах – когда 1 из фирм определяет цены и формирует объемы продаж.
Признаки: существует 60-80 лет; фирма крупная или очень + увеличивается объем продукции; издержки могут быть ниже чем у всех др.фирм в отросли (инновация).
Издержки у фирм, которые «едут зайцами» ниже чем у лидера и они не теряют имежда, когда повышаются цены.
3. нескоординированное поведение олигополий, ломаная кривая спроса. График фирмы Р и Q (выглядит как раскладушка=)
(DD – кривая спроса на товар, который производит фирма «а» в том случае, если фирма «б» за ней не следует. dd если фирма «б» следует. Если «а» повысит цену, то фирма «б» оставит такие же цены какие были => она типично не следует, если понизит, то последует). Dd показывает жесткость цен в отросли, т.к фирмам не выгодно ни повышать ни понижать.
4. W цен. Попеременное снижение цены фирмами-олигополистами, с целью вытеснения 1 или нескольких фирм с рынка => средство, которое вынуждает садиться за стол переговоров. Выигрывает потребитель.
№16 Фирма на рынке монополистической конкуренции (кратко- и долгосрочные периоды)
Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. (крупный торг.комплекс и павильон).
Дифференциация Т и У идет по 3м критериям (может быть как реальной, так и мнимой):
1. потребительские св-ва Т и У.
2. сервисное обслуживание
3. Реклама
Краткосрочный период!
Как и все другие типы рыночных структур могут получать эк.прибыль, могут быть самоокупаемые, а иногда могут уйти с рынка.
Долгосрочный период!
Могут быть только самоакупаемыми (с убытками они не работают, т.к ресурсы мобильные => они сразу уходят, а получить эк.прибыль они не могут, т.к вход в отрасль свободный).
Фирма мини монополист облодает рыночной властью, поэтому она продает товар по цене выше чем у совершенного конкурента, а объемы ниже. Потребитель любит эти фирмы, т.к они создают богатство выбора.
Они не склонны вступать в сговор, держатся на дистанции, т.к их много, т.к фирма выпускает дифференцированную продукцию.
Эта фирма не явл.эффективной с точки зрения общества, т.е на мин. АС она не работает.