Развитие потребительской кооперации России в период с 1831 по 1904 г
В истории развития потребительской кооперации дореволюционной России можно выделить три периода:
I период — с 1831 по 1860 г.
II период — с 1861 по 1904 г.
III период — с 1905 по 1917 г.
Первый период истории потребительской кооперации России начинается с 1831 г. и длится до отмены крепостного права.
Первый период характеризуется образованием докооперативных форм предприятий, потому что в это время еще не было предпосылок для создания потребительских кооперативов.
Несмотря на то что интеллигенция распространяла кооперативные идеи и знания, не было самого главного: людей, для которых кооперация была бы жизненно необходима.
Прогрессивные общественные деятели того времени, анализируя пассивность населения по отношению к кооперативному движению, выделяли следующие причины: чрезвычайно низкая культура, отсутствие общественных навыков, опыта, вековое недоверие в народе к торговому делу и, главное, отсутствие политической свободы, необходимой как воздух каждому общественному движению.
В первый исторический период — предысторию кооперативного движения — была создана Большая артель декабристов (1831 г.) и несколько малоизвестных потребительских кооперативов.
Второй период истории потребительской кооперации начинается после отмены крепостного права и длится до начала первой революции 1905 г.
После отмены крепостного права 19 февраля 1861 г. в России стало развиваться кооперативное движение как массовое социально-экономическое движение трудящихся. Крестьянская реформа стала началом капиталистического периода развития России.
С отменой крепостного права и развитием капитализма стали развиваться города, росли фабрики и заводы, строились железные дороги, увеличивалась численность рабочего класса. В результате земельной реформы усилилось расслоение крестьян, увеличилось количество бедных крестьян.
В этот период обострились проблемы по обеспечению населения продуктами питания и другими потребительскими товарами. Непомерная жадность купцов и мелких торговцев (лавочников), уста- навливавших высокие цены на товары, заставляла наиболее нуждающиеся слои населения (служащих, рабочих, крестьян) создавать потребительские общества для защиты от торговой эксплуатации.
Идейными вдохновителями, а часто и организаторами потребительских обществ были представители прогрессивной российской интеллигенции: писатели, профессора, врачи, учителя.
Характерной особенностью второго периода является медленное развитие потребительской кооперации. Всего за 1861—1904 гг. возникло (по числу утвержденных уставов) 1604 потребительских общества. Из них свыше 40% обществ прекратили свою деятельность. На 1 января 1905 г. в России функционировало около 950 потребительских обществ.
По социальному составу членов-пайщиков из 950 действовавших потребительских обществ на 1 января 1905 г. 67% составляли сельские потребительские общества, 23,5% — зависимые фабрично-заводские и железнодорожные общества, 0,3% — независимые рабочие общества, 9,2% — всесословные и прочие потребительские общества.
Следует отметить, что в конце XIX столетия были созданы организационно-правовые предпосылки для развития потребительской кооперации. Потребительские общества стали объединяться в потребительские союзы.
В 1897 г. правительство утвердило Нормальный (типовой) устав потребительского общества. Право утверждения кооперативных уставов было передано из ведения Министерства внутренних дел в Петербурге губернатору каждой губернии. Новый порядок утверждения уставов упростил и ускорил регистрацию потребительских обществ в регионах.
В 1898 г. был организован первый Центральный союз, названный Московским союзом потребительских обществ (МСПО)1.
Утверждение Нормального устава и создание МСПО способствовали росту потребительских обществ и потребительских союзов, укреплению единой системы потребительской кооперации России.