Экономика стран Европейского Союза в системе международного бизнеса
Стоит отметить, что первоначально традиционное для европейских капиталистических государств рыночное хозяйство свободной конкуренции в XX в. претерпело серьезные изменения. Фактически в период 1930—1970-х гг. в условиях экономических кризисов, войн и послевоенного восстановления народного хозяйства наметилась тенденция к огосударствлению экономики практически во всем капиталистическом мире, включая Западную Европу. Государство обзавелось значительной собственностью, стало активным хозяйствующим субъектом, увлеклось не только задачей макроэкономической стабилизации, но и полномасштабным вмешательством в экономику. Это в значительной степени определяло и характер развития бизнеса: долгое время в Западной Европе доминировали компании, находящиеся в государственной собственности либо тесно ассоциированные с государственным сектором. Возврат к неизменным консервативным ценностям капитализма наметился только в начале 1980-х гг. и был связан с «тэтчеризмом» в Великобритании и «рейганомикой» в США (либерально-ориентированной экономической политикой, реализуемой премьер-министром Великобритании М. Тэтчер и президентом США Р. Рейганом).
В ходе неоконсервативной революции 1980-х гг. Великобритании удалось возродить дух частного предпринимательства й преодолеть иждивенческие настроения части своих граждан. Вскоре к неоконсервативным ценностям приобщилась и Ирландия. Однако ни британская, ни ирландская экономика не являются системой laissez-faire, в которой частному бизнесу позволено все: например, уровень социального обеспечения граждан в Великобритании весьма высок, включая во многом бесплатную национальную систему здравоохранения NHS — исконный предмет гордости англичан.
Вместе с тем было бы неправильно говорить только об успехах британской или ирландской модели ведения бизнеса. Глобальный экономический кризис 2008—2009 гг. достаточно сильно ударил по экономике Великобритании, и в особенности — по Ирландии, ставшей лидером среди развитых стран по уровню дефицита государственного бюджета (свыше 30% ВВП в кризисные 2008— 2009 гг.). Ряд известных компаний и банков пришлось брать под государственный контроль, включая известный Royal Bank of Scotland (RBS). Однако государственная поддержка экономики и бизнеса носила точечный характер, отличаясь большей результативностью, чем во многих других развитых странах. Поэтому финансовые проблемы Ирландии не столь заметны на фоне плачевного состояния дел в большинстве других стран Еврозоны, а Великобритания уже смогла реприватизировать компании, взятые под государственный контроль во время кризиса (включая банк RBS). Отметим еще и то, что хотя по стилю ведения бизнеса Великобритания и Ирландия близки к США, поскольку принадлежат к одной и той же англосаксонской модели развития, британским и ирландским компаниям все-таки приходится вести экспансию не на глобальный рынок, как это характерно для" американского бизнеса, а в большей степени довольствоваться региональным рынком, в том числе операциям преимущественно на европейском континенте (пример easyjet и Ryanair), хотя и компании, использующие глобальные стратегии ведения бизнеса здесь тоже существуют (например, Rolls-Royce, производящий не только всемирно известные автомобили класса люкс, но и авиадвигатели для самолетов Boeing и Airbus).
В мире международного бизнеса Великобритания и Ирландия представлены прежде всего в области финансов и управленческого консалтинга (не будем забывать, что Лондон — крупнейший мировой финансовый центр). Английские банки HSBS Holding, Barclays, Lloyds и RBS, финансовая компания Prudential и страховая Aviva (обе — британские), а также ирландская Ассеnturе, специализирующаяся на управлении, информационных технологиях и аутсорсинге — входят в число крупнейших глобальных компаний мира. Кроме того, в фармацевтике широко известна продукция британских компаний GlaxoSmithKline и AstraZeneca, а на телекоммуникационном рынке одной из крупнейших в Европе компаний является представитель Соединенного Королевства Vodafone. Кроме того, английские компании успешно занимаются международным бизнесом и в традиционных отраслях экономики, таких как: энергетика (ВР, Centrico, SSE); розничная торговля (Tesco); автомобилестроение (Rover), Ирландский производитель стройматериалов CRH — также один из мировых лидеров в своем сегменте. Умеренные налоги, квалифицированный персонал, использование передовых достижений науки и техники, гибкий рынок труда в отсутствии чрезмерных амбиций профсоюзов — вот одни из основных конкурентных преимуществ Ирландии и Великобритании в сфере международного бизнеса.
В Германии приоритет получила децентрализация экономики при сильной роли в ней как крупных частных компаний и банков (Siemens, Allianz, Bayer, Commerzbank, TUI и др.), так и малого и среднего бизнеса. Даже государственные в недалеком прошлом железные дороги в результате приватизации были преобразованы здесь в акционерное общество DB Group. В свою очередь, государство гарантирует высокие стандарты социальной и транспортной инфрастуктуры, но при этом не слишком мешает деловой активности предпринимателей. Стоит заметить, что германская разновидность социальной рыночной экономики зиждется на малом и среднем предпринимательстве (так называемый Mittelstand).
Тем не менее немецкие компании, представляющие крупный бизнес, широко известны на международной арене. Так, на мировом рынке наиболее сильны позиции Германии в машиностроении, включая автомобилестроение (Volkswagen, BMW, Daimler) и энергетическое машиностроение (Siemens, Robert Bosch, ThyssenKrupp, RWE), в химической и фармацевтической промышленности (BASF, Bayer), финансах и страховании (Deutsche Bank, Commerzbank, DZ Bank, Allianz, Munich Re), оптовой и розничной торговле (Metro, Edeka, Phoenix Pharmahandel), энергетике {E.ON). Все вышеперечисленные компании — частные.
Похожая на немецкую модель развития экономики и бизнеса, с приоритетом частных форм предпринимательской деятельности при сильной социальной и инфраструктурной политике государства, характерна для Австрии.
Напротив, во Франции в особом почете оказывается именно государственный сектор экономики, работать в котором наиболее престижно и доходно. Франция традиционно тяготела к государственному предпринимательству, в ней достаточно сильны антикапиталистические настроения и стремления к «свободе, равенству и братству». Поэтому социальное рыночное хозяйство в его французском варианте означает значительную опеку государства над экономикой, высокий уровень социальных гарантий многочисленным государственным служащим и ограниченную поддержку частного предпринимательства. Флагманами французской экономики являются компании, доля в которых до сих пор принадлежит государству — Renault, Air France, SNCF, France Telecom и др. При этом страна располагает одной из самых развитых в мире систем здравоохранения и социального обеспечения. Но малый и средний бизнес во Франции, представляющий частный сектор экономики, в силу особенностей модели развития, ориентированной на активную роль государства, не слишком конкурентоспособен на внешних рынках. Впрочем, и многие французские компании с государственным участием не могут похвастаться какими-либо существенными успехами (например, в начале XX в. банк Credit Lyonnais был крупнейшим в мире, но после его национализации в 1946 г. существенно уступил свои глобальные позиции, а затем и вовсе был поглощен банком Credit Agricole), в то время как достижения частного бизнеса более заметны. Так, среди лидеров французского бизнеса — преимущественно частные компании, такие как Totale, GDF Suez, Electricite de France — в энергетике, BNP Paribas, Credit Agricole и Societe Generate в сфере банковской деятельности, AХА и CNP Assurance — в страховании, Pegeout и Michelin — в автомобилестроении и производстве шин, Carrefour и Auchan — в розничной торговле, Bouygues и Lafarge — в строительстве и стройматериалах, Vivendi — в медийном бизнесе, Sanofi — в фармацевтике, Alstom — в транспортном машиностроении.
В странах Южной Европы — Италии, Греции, Испании и Португалии модель развития экономики и бизнеса также предполагает сильную роль государства в экономике. Из наиболее конкурентоспособных компаний мирового уровня стран Южной Европы в список Fortune Global 500 попадают лишь итальянские и испанские по причине больших масштабов экономики двух указанных стран. В сфере финансов, банковской деятельности и страхования это UnicreditGroup, Exor и Assicurazioni Generali (Италия), а также Banco Santander, Banco Bilbao и Mapfre (Испания). Высокотехнологичный сектор экономики представлен итальянской аэрокосмической компанией Finmeccanica, испанской Iberdrola — одним из мировых лидеров в использовании возобновляемых источников энергии, а также телекоммуникационными компаниями Telecom Italia, Telecom Iberia и Telefonica. В традиционных отраслях — энергетике, производстве энергетического оборудования и строительстве — в списке крупнейших компаний мира присутствуют итальянские ЕNI и Enel, испанские Gas Natural Fenosa, Repsol и ACS.
Страны Северной Европы (Скандинавские государства и Финляндия) исторически ориентировались на социал-демократические ценности, на партнерство бизнеса и общества, на перераспределение доходов в пользу малообеспеченных граждан, поэтому там социальное рыночное хозяйство изначально было «экономикой благоденствия». Тем не менее предпринимательские инициативы всячески поддерживались на государственном уровне и, более того, государство всегда стремилось создать такие условия, в которых национальные компании смогли бы стать конкурентоспособными не только на внутреннем рынке страны своего базирования, но и на внешних рынках. В дополнение к этому уменьшение налогов и поощрение конкуренции возродило предпринимательских дух хозяйствующих субъектов — резидентов стран Северной Европы, которые уже к 1990-м гг. стали игроками глобального уровня (Nokia, Ericsson, Lego, Maersk, Carlsberg и др.). Сильная сторона деятельности компаний, представляющих государства Северной Европы, — нишевая специализация на мировых рынках благодаря стратегии дифференциации продукции. Хотя скандинавские и финские компании часто вынуждены приспосабливаться к условиям международного бизнеса, диктуемым большими странами, в своих узких сегментах мирового рынка они чувствуют себя достаточно уверенно, поскольку обладают довольно существенными конкурентными преимуществами, усиливающими и общую глобальную конкурентоспособность государств Северной Европы.