Основные модели государственного регулирования, их эволюция и экономическая роль государства
С начала 40-х гг. ХХ ст. в результате усложнения хозяйственного механизма передовых стран, наряду с рыночно-конкурентным и монопольно-регулирующим механизмами в нём развивается государственное регулирование экономики.
До этого, в течение более чем 300 лет, регулирование экономики осуществлялось под действием объективных закономерностей рыночных процессов, а в условиях формирования нового общества государству отводилась роль «ночного сторожа», которое должно лишь поддерживать общий порядок в обществе. Единым же регулятором экономического развития признавалась «невидимая рука» рынка (определение А.Смита).
Так, основоположники буржуазной классической политэкономии Пети, Смит, Риккардо, а затем и их последователи рассматривали капиталистическую экономику как уравновешенную и гармоничную. Практически такой же позиции придерживалась и манчестерская школа, возникшая в конце 30-х гг. ХIХ ст., представители которой выступали против вмешательства государства в личные интересы предпринимательства, являющегося по их мнению нежелательным нарушением личной свободы. При этом считали, что спрос и предложение всех товаров, в т.ч. и на товар рабочую силу сами уравновешиваются в процессе свободной конкуренции.
Не интересовали функциональные связи макроэкономических процессов и представителей неоклассической школы (конец ХIХ ст. – Менгер, Визер, Бем-Баверк), объектом изучения которых были закономерности микроэкономики.
Однако потрясения ХХ столетия (политические, экономические, военные, социальные) привели к необходимости отказа от отживших себя постулатов. Первым, кто сделал решающий вклад в формирование нового мировоззрения по данной проблеме был Дж.М.Кейнс, который в числе первых понял, что капитализм не выживет в новых условиях без вмешательства государства в социально-экономические процессы. То есть он один из первых: 1) сформировал макроэкономический подход к анализу социально-экономических процессов (оперируя категориями национальный доход, совокупные инвестиции, совокупное количество денег в обращении, потребление, сбережение, занятость, процент и т.д.); 2) определили количественные и качественные закономерности взаимодействия макроэкономических явлений (категорий); 3) пришел к выводу об уходе в прошлое законов свободной конкуренции, эластичности цен и т.д.; 4) определил, что одним из проявлений неравновесия является опережение роста предложения в сравнении со спросом; 5) продолжил практические рекомендации по выходу из состояния экономического неравновесия.
Дж.Кейнс создал и применил на практике теорию регулирования спроса, главным в котором видел возобновление эффективности инвестиционных процессов. (То есть повышение инвестиционного спроса предпринимателей и государства ведет к повышению потребительского спроса, повышению занятости и доходов населения). При этом главную роль в этом процессе отводил государству.
Разумеется, необходимость вмешательства государства им связывалась с потребностью установления прибыльности капиталистического предпринимательства, с предотвращением социальных потрясений общества (в частности безработица, которую может помочь решить только государство, в чем нашел поддержку среди многих экономических и политических деятелей).
Государство по нему должно взять на себя ответственность по регулированию соотношения спроса и предложения труда, добиваясь определенного оптимума. Рост же безработицы допускался в определенных границах, определяемых: с одной стороны, потребностью капитала в кадрах и контроля за ростом заработной платы работников, а с другой – предотвращения социальных обострений. Такая политика относительно занятости получила название «полной занятости».
В чем заключалась суть рекомендаций Кейнса в отношении регулирования спроса?
1) Государство должно стимулировать рост частных инвестиций путем снижения нормы процента (это способствует не сбережению, а капитальным вложениям как со стороны предприятия, так и населения).
2) Наибольшим инвестором становится государство (так как государственный спрос повышает совокупный спрос, что приводит к выравниванию спроса и предложения).
3) Повышение инвестиционного спроса пополняется ростом потребительского спроса (при этом увеличение заработной платы происходит под контролем государства и с одновременным повышением цен, порождаемого расширением спроса предпринимателей и государства).
Таким образом, предлагаемыми действиями государство создает условия для повышения спроса и установления равновесия в экономике. Однако вместе с этим закладываются инфляционные процессы на будущее (т.е. искусственный спрос со стороны государства в перспективе приводит к росту инфляции).
Тем не менее, в послевоенные годы идеи Кейнса получили широкое распространение. Его сторонники (неокейнсианцы) только дополнили их рекомендациями и мероприятиями, способствующих повышению качества рабочей силы, улучшению возможностей трудоустройства, а именно:
1) увеличение количества получателей и размера социальных выплат;
2) антикризисное и антициклическое регулирование экономики;
3) программирование хозяйственных процессов;
4) содействие государством развитию НТР, формированию новых отраслей и видов деятельности.
Этот тип регулирования экономики получил название неокейнсианского.
Применение его на практике в послевоенный период привело к тому, что экономика развивалась равнее, стабильнее, нежели в эпоху до её регулирования государством.
Несмотря на определенные особенности, в каждой стране в регулировании экономики имелись всё же общие приоритеты политики государств. Они объединялись понятием «магического четырехугольника», т.е.: достижение полной занятости, ограничение темпов роста, равновесие платежного баланса, поддержание стабильных и умеренных темпов роста экономики.
Несмотря на существующие отличительные особенности регулирования все же можно выделить два типа регулирования экономики в 50 – 70-ые гг.
I. Радикально-реформистский (большинство развитых западноевропейских стран).
II. Буржуазно-реформистский (на Северо-Американском континенте).
Для I-го характерно прямое влияние государства на экономическую и социальную сферу, для II-го – непрямое влияние, ограниченное масштабами государственной собственности и предпринимательства, а также минимальным удельным весом членов профсоюзов среди наемных работников.
При этом в арсенале двух типов регулирования имеется много разных средств: налоговая, кредитно-бюджетная политика, регулирование цен и тарифов, услуг, лицензирование импорта и экспорта, амортизационная политика, контроль за размещением предприятий промышленности и услуг, развитие государственной собственности в промышленности, научной сфере, сфере образования, охраны здоровья, профессиональной подготовки, контроль за сохранением окружающей среды и др.
В результате всего этого формировался цивилизованный рынок. То есть государство действовало не только в интересах господствующего класса, но и общенациональных.
Вместе с тем данная концепция в принципиально новых экономических и технико-технологических условиях оказалась непригодной, так как экономика все больше становилась неуправляемой.
В этой связи в 80-е годы были взяты на вооружение новые концепции: 1) экономики предложения (сформулированную Лаффером) и 2) монетаризма (созданной Фридменом).
Они легли в основу неоконсервативной модели регулирования экономики, проводимой Рейганом и Тетчер.
Если неокейнсианская стратегия регулирования экономики основывалась на управлении динамики и структуры спроса и значительного перераспределения национального дохода, то неоконсервативная стратегия – на управлении предложением путем стимулирования частного предпринимательства и накопления капитала.
Так, Лаффер опирался в своей теории на «закон предложения» Ж.Б.Сэя, согласно которому прирост предложения порождает такой же прирост спроса.
По Фридмену предполагается неограниченная свобода предпринимательской деятельности, а её активность определяется количеством денег, находящихся в обращении (его прирост не должен превышать 3% в год).
Первоочередными провозглашаются интересы производства и накопления, а не реализации и потребления. В противоположность политики «полной занятости» выдвигается идея о «естественном» или уравновешенном уровне безработицы. Естественным определяется такой процент безработицы, который при других равных условиях не вызывает повышение цен.
То есть неокейнсианцы маневрировали между ростом безработицы и ростом цен, а неоконсерваторы – твердый курс на стабилизацию денежной массы в обращении и усмирение роста цен.
Однако применение и этой модели регулирования не предотвратило тяжелого экономического кризиса западных стран. Поэтому в чистом виде она нигде не воплощалась.
Современная модель представляет собой кейнсианско-монетаристский синтез, который применяется в большинстве стран. Он соединяет в себе монетаризм, атакующий инфляцию, и кенйсианство, ограничивающее рост при непрямом воздействии на экономику.
В 80-е гг. в Швеции, Австрии, Греции, Франции, Испании, где у власти были социал-демократы использовался радикальный реформистский вариант неокейнсианской модели, но с утратой ими власти эта модель начала терять своё значение.
Однако, как же исторические упрочивалась роль государства и каковы причины его возникновения в целом?
В результате разложения первобытного общества, чему способствовало развитие производительных сил, формируется семейный уклад общин с частной собственностью на средства производства. Это в свою очередь привело к неравенству семей, возникновению родовой знати, а затем и появлению классов.
Так вот, с целью установления господства одного класса над другим (малоимущим) и создается такой орган насилия, как государство, олицетворением которого становится армия, чиновничий аппарат, суд, тюрьмы и т.д.
С момента возникновения государства, его наиважнейшими функциями были 1) сохранение и укрепление существующего строя, господствующих форм собственности, 2) эксплуатация большинства, 3) строительство ирригационных сооружений, пролаживание дорог, введение единого денежного обращения.
В Киевской Руси – регламентация торговли, введение таможенной системы, организация строительства новых городов.
В условиях становления капитализма – первоначального накопления капитала – сохранение конкуренции, ограничение иностранного влияния на местную промышленность, содержание почты, портов, транспортных средств, организация географических исследований.
На низшей стадии капитализма государство остается в основном в качестве надстройки.
В дальнейшем оно перерастает в неотъемлемый элемент базиса. Этому способствует развитие производительных сил и обобществление производства.
На высшей стадии капитализма функцией государства становится воспроизводство общественного капитала (т.е. рабочей силы, средств труда, предметов труда, науки, сил природы, методов и форм организации труда, информации).
Что касается огосударствления воспроизводства рабочей силы, то оно связано с ростом численности работников в государственном секторе, организацией общественных работ, увеличением затрат по безработице и пенсий по старости, установлением минимума заработной платы, регулированием длительности рабочего дня, условий труда и т.д.
Огосударствление воспроизводства средств производства проявляется в форме строительства государственных предприятий, создания совместных корпораций, финансирования передовых, наукоемких отраслей, определяющей развитие НТР, установления ускоренных форм амортизации, льготного налогообложения, финансовой политики и др.
Огосударствление воспроизводства науки осуществляется в форме: финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), подготовки научных кадров, строительства и содержания научных лабораторий, научно-исследовательских центров, формирования государственной собственности.
Огосударствление воспроизводства других элементов производительных сил и производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности проявляется в форме формирования и развития государственной собственности (на средства производства, рабочую силу, науку, другие элементы производительных сил и производственных отношений, значительную часть национального дохода).
В 60-е гг. в США доля государства в экономике составляла 30%.
В отношении же эффективности государственной собственности следует сказать, что существующая точка зрения о сравнительно низком её уровне в целом справедлива, но у неё есть свои обоснования. Так, во многих странах Западной Европы национализировались, как правило, нерентабельные предприятия, а также капиталоемкие предприятия и отрасли: угольная промышленность, энергетика, транспорт и др.
Кроме того, государство, владея этими отраслями, реализовывало их продукцию частным предприятиям по более низким ценам, тем самым создавая для них благоприятные условия.
Следует также подчеркнуть, что на государственных предприятиях содержится больше гарантий в отношении: сохранения рабочих мест, цены на продукцию предприятий государственной собственности, по которым реализуются товары и услуги, как правило, ниже частного сектора, так как над ними осуществляется парламентский контроль. В то же время в современных условиях в ряде стран проводилось все же политика приватизации.
К другим современным функциям государства относятся:
1) формирование стратегии и тактики экономического развития, воплощающегося в социально-экономической политике на основе программирования и прогнозирования;
2) осуществление структурной перестройки народного хозяйства;
3) развитие и внедрение новой техники и технологии в отраслях, определяющих развитие НТР;
4) определение экономических регуляторов деятельности предприятий и фирм, компаний.
Какие же формы и методы регулирования экономики использует государство?