Тема 1.1 Сущность и задачи коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг
Раздел 1. Общие сведения о коммерческой деятельности
Коммерция (от лат. commercium – торговля) является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда.
Термин «коммерция» в первом случае охватывает отрасль торговли, в другом торговые процессы, направленные на активизацию и осуществление купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность имеет место всегда, когда происходит процесс купли-продажи и возникает в процессе обмена товарами, услугами, "ноу-хау", средствами производства, сырьем и т.д.
Коммерческая деятельность непосредственно реализуется организациями, предприятиями, юридическими, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность с или без образованием юридического лица, обеспечивает операции обмена между хозяйствующими субъектами на рынке товаров и услуг. Она осуществляется в соответствии с законодательством, правовыми и нормативными актами.
Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг представляет собой организационно-хозяйственные операции, обслуживающие обмен, совершение акта купли-продажи с целью получения прибыли
Исходя из того, что выполнение коммерческих операций является управленческой деятельностью, предполагается наличие субъектов, осуществляющих ее, и объектов, на которые эта деятельность направлена.
В качестве субъектов коммерческих операций выступают торговые организации и предприятия, наделенные правом их совершения. В процессе их деятельности определяются принципы этой работы, выбираются наиболее приемлемые в конкретной ситуации формы и методы ее выполнения, совершенствуются экономические рычаги и средства управления ею.
Объектом коммерческих правоотношений на потребительском рынке являютсятоварыиуслуги. Главным признаком объектов коммерческих правоотношений является их оборотоспособность, так как только в этом случае они могут быть предметом купли-продажи.
Коммерческие операции подразделяются на основные и обеспечивающие.
Косновным относятся операции, осуществляемые хозяйствующими субъектами по обмену, купле-продаже товаров и услуг.
Обеспечивающими являются операции по продвижению товара от продавца до покупателя (перевозка грузов, транспортно-экспедиционные операции, страхование, хранение, ведение расчетных операций).
Эффективное использование механизма управления коммерческой деятельностью требует:
§ глубокого знания и умелого применения субъектами потребительского рынка опыта проведения коммерческих операций;
§ эффективного сочетания основных и обеспечивающих операций;
§ рационального использования преимуществ, вытекающих из конкретной ситуации, в которой приходится осуществлять коммерческие операции;
§ умелого применения форм и методов торговли товарами и услугами и управления этим процессом;
§ изучения международной практики.
Открытость экономики обусловливает необходимость унификации элементов хозяйственного механизма, регулирующего сферу обмена, форм и методов ведения коммерческих операций в области подготовки, заключения и исполнения договорных обязательств.
Изучение коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг предполагает последовательное комплексное рассмотрение:
§ сущности и содержания этой работы, факторов, влияющих на нее;
§ взаимосвязи уровня коммерческой работы и конкретных ее результатов;
§ субъектов коммерческих операций на рынке товаров и услуг;
§ информационного обеспечения коммерческой деятельности;
§ коммерческой деятельности на оптовом рынке;
§ коммерческой деятельности на розничном рынке.
Успешная коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг должна помочь правильно ответить на следующие основные вопросы:
§ Что следует продавать на рынке?
§ Сколько товаров потребуется?
§ Через какие каналы, звенья должен пройти товар?
§ Где следует продавать товар, в каком регионе, магазине?
§ Когда и в какое время должен продаваться каждый товар?
Коммерческая деятельность базируется на принципах:
§ удовлетворения потребностей в товарах и услугах;
§ доходности, прибыльности;
§ оптимальности коммерческих решений;
§ высокой культуры обслуживания покупателей;
§ соблюдения действующего законодательства.
Для успешной коммерческой деятельности важно правильно выделить стратегические цели и способы их достижения, а это возможно при наличии компетентных специалистов, способных принимать обоснованные нестандартные решения.
Важно постоянно совершенствовать коммерческую деятельность. Основными задачами в этом направлении являются:
§ формирование отношений хозяйствующих на рынке субъектов на взаимовыгодной основе;
§ повышение роли договоров поставки, укрепление договорной дисциплины;
§ развитие прямых хозяйственных связей, повышение их эффективности;
§ защита интересов потребителей, обеспечение их приоритета;
§ внедрение прогрессивных методов оптовой и розничной торговли;
§ повышение уровня работы по изучению спроса, экономическому обоснованию потребности в товарах;
§ совершенствование управления товарными ресурсами, формирование конкурентоспособного ассортимента;
§ стимулирование сбыта товаров, сервисное обслуживание, оказание дополнительных услуг;
§ совершенствование механизма управления спросом и предложением;
§ своевременная и адекватная реакция на изменения, происходящие на рынке.
В процессе коммерческой деятельности должны комплексно решаться как социальные, так и экономические задачи. На первый план необходимо поставить главную цель – получение прибыли благодаря удовлетворению спроса потребителей.
Положительный коммерческий результат требует непрекращающихся усилий по наращиванию конкурентных преимуществ торговой организации в любой ситуации, даже если оно работает на рынке успешно. Это дает право утверждать, что коммерческая работа должна постоянно поддерживаться в активном состоянии, обеспечивать систематическое увеличение сбыта товаров и услуг на основе глубокого изучения рынка и адекватной реакции на происходящие на нем изменения.