Виконавчий директор Міжнародного Фонду Блейзера
Хочу более системно сказать о нескольких причинах возникновения кризиса. Правда, что мировой кризис был лишь частью того кризиса, который мы здесь ощутили, как и в Венгрии, и в других странах.
В Украине были, действительно, огромный дефицит платёжного баланса, слабый банковский сектор, огромное бремя корпоративного и банковского долга, который вырос до 86 миллиардов долларов США на 1 октября. Украина не является какой-то уникальной страной, сейчас испытывая кризис. Падает не только украинское промышленное производство. В Японии падение в реальном секторе экономики за январь составило 27 %. Это самое серьезное падение с 1974 года. Посмотрите на проблемы, которые испытывают Австрия и Румыния. В Болгарии есть привязка к фиксированному обменному курсу, что ещё больше усугубляет кризис. Таким образом, украинская ситуация не единична.
Какие же пути выхода из кризиса могут быть для Украины? Не могу полностью согласиться с мнением В. К. Черняка, когда речь идет о монетарной политике. Для меня гораздо ближе позиция В. А. Литвицкого. Весь мир испытывает одинаковые проблемы, но структура экономик в мире совершенно различна. ВВП Украины сильно зависит от экспорта. Он составляет 30-40 % в зависимости от курса и периода. Посмотрите экономику ЕС и США - они в гораздо меньшей степени зависят от экспорта. Америка потребляет 80 % того, что производит. Разные структуры экономики дают или не дают возможность использовать те или иные инструменты для выхода из кризиса. Существует не так много инструментов, которые можно использовать при любом кризисе. В Венгрии, Исландии, Болгарии, Румынии и в Украине есть одинаковый набор инструментов. Есть инструменты фискальной политики, есть возможности монетарной политики, есть возможности по улучшению бизнес-климата.
Что касается фискальной политики, я хотел бы поддержать доклад, который был сделан НИСИ. Её инструменты очень ограничены. В условиях украинской экономики, в условиях неэффективной бюджетной политики, которая проводилась, ограниченность фискальных стимулов велика. В идеале бюджет должен быть бездефицитным. Однако мы тоже понимаем, что это очень сложно. Необходимо понимать: когда США допускают дефицит своего государственного бюджета порядка 10 % ВВП, они его финансируют самостоятельно. Они печатают деньги или продают свои долговые обязательства. Если бы у нас была возможность напечатать наши долговые обязательства, прийти в Лондон или Нью-Йорк и сказать, чтоб их купили за гривны, в которых они напечатаны - это был бы идеальный вариант. Однако, вряд ли это возможно. Скорее всего, нам придется печатать их в твердой валюте. Сейчас, даже в твердой валюте, продать наши обязательства практически невозможно.
Кредитно-дефолтные свопы для Украины являются иррациональным отражением поведения инвесторов. В этом я согласен с мнением экспертов. Но, при этом, они очень велики. На прошлую пятницу было достигнуто порядка 3700 базовых пунктов. «Страховка за риск» составила 37 %. Кто в состоянии платить такую «страховку»? Кто в состоянии и кто желает одолжить сейчас деньги Украине? Скорее всего — никто. Либо тот, кто будет одалживать эти деньги, будет это делать под очень высокие проценты. Другой вопрос, хотим ли мы взять эти деньги под такой процент, который предлагает сейчас мировой рынок? Наши ценные бумаги торгуются сейчас на лондонских площадках с серьёзным дисконтом порядка 25-30 % с учетом доходности и процента, которые по ним есть. Это наши ценные бумаги, которые должны гаситься в августе. Их общая доходность доходит до 60 %. Мы не в состоянии и не хотим это оплатить. Единственное, что остаётся с точки зрения фискальной политики — признание того, что её возможности очень сильно ограничены. У нас нет фискального пространства, как у США, Европы или, даже, как в Венгрии. Венгрия имеет большое количество проблем, но осознает, что фискальное пространство слабое. По программе с МВФ и по программе, на которую они дополнительно получили деньги от ЕС, у них есть разный дефицит бюджета. Если их экономика падает глубже 1,5 % - вступают новые механизмы, которые больше зажимают фискальную политику. И там, и там есть проблемы.
Надо признать, что фискальные механизмы ограничены. Необходимо пересмотреть всю расходную часть государственного бюджета. Лишь важнейшие статьи должны быть оставлены. Государство, которое не имеет денег, не может финансировать всё и всех, как бы хорошо оно ко всем ни относилось. Если нет денег в семье, она не едет отдыхать на море, а перекладывает это на следующий год.
Хотелось бы отдельно сказать по поводу того, что В. А. Литвицкий говорит о монетарной политике. Понижение ставок, как инструмент монетарной политики, только на слух хорошо звучит. Я понимаю, было бы неплохо это сделать. Но можем ли мы это себе позволить? Абстрагируемся от вопросов теории, возможности раскрутки инфляции и т. д. В условиях Украины, если только мы и пойдем на понижение ставки, первое, что я бы дальше ожидал - это продолжение спекуляции. Возможности монетарной политики сейчас ограничены. США, которые позволяют себе ослабление в монетарной политике, через 2-3 года столкнутся с проблемой инфляции. Но их инфляция - это не та инфляция, которая есть у нас. Я вполне согласен с В. К. Черняком в том, что краеугольный вопрос — как обеспечить развитие экономики реального сектора, не допустить скатывания в большую бездну. Единственный возможный механизм - улучшение бизнес-климата. Это то, о чем говорят К. М. Ляпина, А. И. Пасхавер. Это то, что может дать возможность, с одной стороны, не упасть местному товаропроизводителю, а с другой стороны — даст возможность иностранцу прийти сюда, закачать новые деньги. Вот почему мне симпатичен доклад, сделанный НИСИ. Они не называют это бизнес-климатом, но речь идет именно о нем. Речь идет о том, что в среднесрочной перспективе государство должно послать очень четкие сигналы того, что необходимо сделать с бизнес-климатом.
Не стоит рассчитывать на то, что кто-то придет и кто-то поможет это. Не стоит рассчитывать на то, что ситуация в Украине уникальна, и о нас беспокоится весь мир. Венгры продолжают иметь программу МВФ. Мы знаем об огромном количестве спекуляций на эту тему. Есть масса рецептов, но какие четкие пути? Во-первых, борьба с коррупцией. Это не так сложно сделать. Есть масса докладов по этому поводу. Кроме того, необходимо обеспечить стабильность законодательного поля в стране, облегчение бизнеса.