В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, С8.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по обществознанию
Часть 1
Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом.
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | А16 | ||
А2 | А17 | ||
А3 | А18 | ||
А4 | А19 | ||
А5 | А20 | ||
А6 | А21 | ||
А7 | А22 | ||
А8 | А23 | ||
А9 | А24 | ||
А10 | А25 | ||
А11 | А26 | ||
А12 | А27 | ||
А13 | А28 | ||
А14 | А29 | ||
А15 | А30 |
Часть 2
Задания части 2 оцениваются: (В1 – В2) – один балл, (В3 – В6) – два балла (2 балла: нет ошибок; 1 балл: допущена одна ошибка; 0 баллов: допущены две и более ошибок).
В1 | правительство |
В2 | право |
В3 | |
В4 | |
В5 | АААБ |
В6 | БВАДЕИ |
Часть 3
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНкИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТоМ
Внимание!При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».
Задания части 3 оцениваются от двух до четырех баллов. За правильное выполнение заданий С1, С2, С5 присваивается 2 балла; С3, С4, С6, С7 – 3 балла, С8 – 4 балла. Максимально возможный балл за всю работу – 62.
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4. |
Социальная мобильность
Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.
Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.
Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.
(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)
C1 |
Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1) указана черта – изменение социальной позиции (или перемещение по социальной лестнице); 2) названы два направления (по П. А. Сорокину): вертикальная и горизонтальная. | |
Указана черта, названы два направления | |
Указана черта, названо одно направление | |
Названы одно-два направления без черты, ИЛИ указана одна черта без направлений, ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
C2 |
При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1) названы два условия: - стабильный период развития общества; - структурная перестройка экономики; 2) дано объяснение, например: структурная перестройка экономики приводит к появлению новых рабочих мест, требующих от работников высокой квалификации; растет спрос на специалистов новых профессий, которые невозможно получить без образования. Может быть приведено другое объяснение. | |
Названы два условия, и дано верное объяснение | |
Названо одно условие, и дано верное объяснение | |
Названы одно-два условия, объяснение не дано, ИЛИ дано объяснение, условия не названы, ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
C3 |
Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1) дано определение, например: маргинал – это человек, имеющий отношение к двум «различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью»; 2) приведены три примера, допустим: - человек, недавно переехавший жить в город из деревни; - горожанин, работающий в деревне после окончания института; - представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство. Может быть дано иное верное определение и приведены другие примеры. | |
Дано определение, и приведены три примера | |
Дано определение, и приведены два примера | |
Дано определение, и приведен один пример, ИЛИ приведены три примера без определения | |
Дано определение без примеров, ИЛИ приведены один-два примера без определения, ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
C4 |
В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны быть указаны три проявления, например: - отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности; - маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям; - маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни. Могут быть указаны другие проявления. | |
Указаны три верных проявления | |
Указаны два верных проявления | |
Указано одно верное проявление | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
C5 |
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийности.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: - многопартийность – сосуществование на политической арене страны различных партий, соперничающих друг с другом в борьбе за власть; 2) два предложения с информацией о многопартийности, опирающиеся на обществоведческие знания, например: - «Становление многопартийности является неотъемлемым условием развития современной демократии». - «Многопартийность – одно из существенных проявлений политического плюрализма в современном обществе». Могут быть составлены другие предложения. | |
Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения с информацией о многопартийности, опирающиеся на обществоведческие знания | |
Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение с информацией о многопартийности, опирающиеся на обществоведческие знания, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия | |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
C6 |
Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ может содержать следующие позиции: 1) потепление климата приводит, например, к таянию полярных льдов и повышению уровня мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, т. е. ставится под угрозу среда существования человечества; 2) от загрязнения атмосферы, почв и Мирового океана производственными и бытовыми отходами, страдает население всех стран и континентов; 3) истребление отдельных видов животных влияет не только на локальную экосистему, но в своих отдаленных последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы; рост заболеваний, вызванных неблагоприятной экологической обстановкой. Глобальный характер экологических проблем может быть раскрыт на других примерах. | |
Глобальный характер экологических проблем раскрыт на трех примерах | |
Глобальный характер экологических проблем раскрыт на двух примерах | |
Глобальный характер экологических проблем раскрыт на одном примере | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
C7 |
Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг.
Год | Россия | США |
9,6 млрд долл | 161 млрд долл | |
6,0 млрд долл | 173 млрд долл |
Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в 2000-2006 годах увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1) сформулированы выводы, например: - государственное финансирование науки в России существенно отставало от США; - в указанный период это отставание возрастало; - в России в указанный период финансирование науки сокращалось; - в США в указанный период финансирование науки увеличивалось; 2) дано объяснение, например: - Россия предпринимает усилия для ускорения научно-технического прогресса; - вложения в науку призваны повысить конкурентоспособность нашей страны в мире. Возможны иные правильные позиции. | |
Сформулированы два вывода, и дано объяснение | |
Сформулированы два вывода без объяснения, ИЛИ сформулирован один вывод, и дано объяснение | |
Сформулирован один вывод, ИЛИ дано объяснение | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Выполняя задание С8, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний.
C8 |
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
C8.1 |
Философия | «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека). |
C8.2 |
Социальная психология | «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий). |
C8.3 |
Экономика | «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому» (И.Т. Посошков). |
C8.4 |
Социология | «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм» (И.Н. Шевелев). |
C8.5 |
Политология | «Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители» (Ш.-Л. Монтескье). |
C8.6 |
Правоведение | «Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон» (Латинское юридическое изречение). |
Ответ:
C8.1 – С8.6 |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: 1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; 3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. | |
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. | |
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. | |
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. | |
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне с аргументацией или без нее. | |
Проблема не раскрыта. ИЛИ дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. | |
Максимальный балл |
|
~EndLATTest