Потоки как совокупность перемещаемых обьектов,управление потоком
Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов состоит в том, что теперь объектом управления стал поток – множество объектов, воспринимаемое как единое целое.
Главными категориями логистики являются поток и запас, которые друг без друга просто не могут существовать. Очевидно, в долгосрочном периоде все совокупности ресурсов представлены в виде потоков, а запасы могут рассматриваться как частные случаи последних. Но в краткосрочном периоде в прагматическом плане допустимо и целесообразно рассмотрение потоков и запасов как паритетных логистических категорий.
Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемое как единое целое. Параметры потока – это параметры, характеризующие число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах. Между статическими величинами запасов и динамическими характеристиками потоков существует тесная взаимосвязь:
Категории потока и запаса широко используются в макроэкономических моделях, правда, без столь глубокой и детализированной проработки, которая необходима в логистике. Потоки и запасы в логистике являются частным случаем обобщенных экономических категорий, впрочем, так же, как и логистические закономерности – частным проявлением общеэкономических законов. В ряде экономических исследований различие между потоком и запасом далеко не очевидно.
Основные параметры, характеризующие поток, следующие: его начальный и конечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.
Управление материальными потоками в экономических системах представляет собой процесс целенаправленного воздействия на организации и отдельные лица, занятые продвижением сырьевых материалов, готовой продукции и связанной с этим информацией из пункта производства в пункт потребления продукции.
Целью управления потоком является достижение им конечной точки при заданных условиях.
Под влиянием управляющих воздействий изменяется состояние управляемого объекта и его характеристик – продолжительность цикла выполнения заказов, сроки поставок, их качество, структура и т.д.
Эти изменения выражаются в затратах, связанных с осуществлением заказа, а также номенклатуре и интенсивности материального потока.
Принятие управленческих решений осуществляется на основе следующих данных:
о ходе выполнения производственных заказов (длительность производственного цикла, продолжительность выполнения заказа, сроки доставки);
информация о ресурсах (возможности кооперированных поставок, цена, поставщики);
информация о потребительском спросе (ассортимент и номенклатура заказов, новые заказы, потребность в выпускаемой продукции).
С помощью поступающей с рынка сбыта и рынка материалов информации формируется комплексный план производства (для торгово-посреднических предприятий – план закупок), материального обеспечения и сбыта готовой продукции, в соответствии с которыми организуется деятельность по выполнению заказов.
Для решения задачи рационального, эффективно управления материальными потоками необходимо выполнение ряда управленческих функций.
Функции управления можно рассматривать:
В зависимости от содержания процесса управления:
координация;
планирование;
контроль;
регулирование;
мотивация;
учет.
В зависимости от реализуемой цели:
управление сроками и ходом выполнения производственных заказов;
управление материально-техническим обеспечением производства;
управление запасами;
управление распределением продукции.
Процесс управления материальными потоками целесообразно разделить на две сферы:
Материальное управление – это планирование, организация и управление перемещением материальных ресурсов и полуфабрикатов на пути к предприятию и в его границах.
Материальное распределение – это деление готовой продукции среди ее потребителей та организация доставки к месту назначения.