Тема Расчеты в международной торговле
1. Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен и способы их определения.
2. Обоснование цены внешнеторгового контракта
3. Особенности формирования цен на экспортные и импортные товары
4. Основные способы платежей во ВЭД
Формирование уровня мировых цен, анализ, а также прогнозирование динамики этих цен невозможно без учета влияния основных ценообразующих факторов.
Определяющее влияние на уровень и динамику цен на мировых товарных рынках с различной силой оказывают экономические, технические, социальные, политические и даже военные факторы.
Различия в ценах на одни и те же товары мирового рынка обусловливаются также существенными колебаниями таможенных пошлин, налогов, транспортных расходов, условий платежа и т.д. В современных условиях все большее влияние на уровень мировых цен оказывают услуги, предоставляемые производителями при продаже и в процессе использования своей продукции: техническое обслуживание, гарантийный и другие ремонты, стоимость которых учитывается в цене.
К числу основных ценообразующих факторов на мировом рынке можно отнести следующие:
- природно-географические условия производства, которые оказывают определяющее влияние на цены, в первую очередь, сырьевых товаров (энергоносители, металлы, сельскохозяйственная продукция);
- научно-технический прогресс, оказывающий влияние как на предложение, так и на спрос на мировом рынке. Повышение роли научно-технического прогресса в современных условиях привело к тому, что конкурентная борьба на мировых рынках все более перемещается в область новизны и совершенства выпускаемой продукции и технологии ее производства. Совершенствование технологий приводит к росту объемов производства, снижению производственных издержек, а следовательно, к росту продаж. Воздействие на спрос проявляется через улучшение потребительских свойств экспортируемых товаров, появлению новых товаров-субститутов, товаров дополнений;
- фаза экономического цикла, в которой находится мировая экономика (или регион). Изменения цен в зависимости от фазы экономического цикла в общем виде характеризуются следующими тенденциями. В фазе пика, когда производство работает на полную мощность, наблюдается практически полная занятость, цены имеют тенденцию к повышению. При спаде производство и занятость сокращаются, цены стабилизируются и нет тенденции к снижению. В фазе депрессии (серьезного и продолжительного спада) цены начинают снижаться, и в фазе оживления, когда производство и занятость растут, цены могут повышаться;
- инфляционные процессы, происходящие в разных странах, снижение курсов различных валют, финансовые кризисы приводят к постоянной тенденции цен к повышению. Основными причинами инфляции в мировом хозяйстве выступают рост государственных расходов, ведущий к росту специфического спроса, увеличение налогообложения прибыли. Зарубежные государства часто выступают покупателям и многих товаров и услуг, обеспечивая крупным компаниям гарантированный сбыт, что создает предпосылки для роста цен;
- краткосрочные изменения спроса и предложения. Наряду с циклическими колебаниями цен, вызванными глобальными нарушениями спроса и предложения, возникают и внутрициклические краткосрочные диспропорции спроса и предложения. К числу их основных видов можно отнести сезонные колебания цен, изменения цен при вынужденных продажах и закупках, спекулятивные изменения биржевых котировок, скачки цен, вызванные внезапными форс-мажорными обстоятельствами (война, засуха, наводнение, землетрясение);
- меры государственного регулирования цен в отдельных странах и группировках стран. Практически во всех странах государственные органы оказывают существенное влияние на внешнеторговую политику, а соответственно и на уровень цен международной торговли. Это влияние может проявляться в направлениях тарифного и нетарифного регулирования (пошлины, квоты, лицензии), субсидирования экспорта, косвенного налогообложения экспортируемых и импортируемых товаров, различного рода льгот и др.;
- каналы, по которым осуществляется внешняя торговля. Цены на однотипные товары будут различаться в зависимости от используемой формы торговли: биржевой, аукционной, тендеров, заключения обычных коммерческих сделок, торговли внутри транснациональной корпорации, в группировках стран, по специальных контрактам и др.
Мировой рынок неоднороден. С одной стороны, мировой рынок представляет собой известную совокупность рынков отдельных стран. С другой стороны, это понятие включает отдельные товарные рынка (нефти, угля, руд черных и цветных металлов, машин и оборудования, леса и лесоматериалов, минеральных удобрений, зерна, сахара, кофе, какао, чая и т.д.). Рынки отдельных товаров отличаются как количественной определенностью реализуемой на них продукции, качественными их характеристиками, так и часто особыми условиями формирования цен. Поэтому отличительной особенностью мирового рынка выступает множественность цен на одинаковую продукцию.
Эффективность ценовой политики предприятия на внешнем рынке во многом зависит от знания многочисленных разновидностей цен и способности выбора из них ориентира для определения цены конкретного внешнеторгового контракта. Цены международной торговли можно классифицировать по различным признакам. Направление товарных потоков лежит в основе деления их на цены экспортируемых и цены импортируемых товаров. Различия в уровнях этих цен могут достигать весьма существенных значений. Изучение соотношения между ценами экспортируемых и импортируемых товаров по определенной стране или региону позволяет судить о степени эквивалентности обмена, а по конкретным товарам для различных стран—о степени соблюдения принципа наибольшего благоприятствования.
В зависимости от степени свободы с известной долей условности можно выделить два основных типа мировых рынков, на которых используются различные виды цены. Первый тип — это свободные или открытые рынки, которые характеризуются наибольшей свободой конкуренции. В торговле на этих рынках используются такие цены, как биржевые, аукционные, цены торгов и цены по обычным коммерческим сделкам. Второй тип представляют закрытые рынки, в условиях которых действуют те или иные ограничения в торговле. На закрытых рынках используются трансфертные цены, цены в группировках стран, цены в специальных долгосрочных и краткосрочных соглашениях.
Биржевые котировки широко применяются в ходе биржевой торговли сырьевыми товарами (зерновыми, сахаром, кожсырьем, хлопком, шерстью каучуком, цветными металлами и Др.). Биржевые цены являются основной конъюнктурной информацией для более 70 товаров, на долю которых приходится 15—20 % международной торговли. Ценность биржевых котировок состоит в том, что они отражают реальное состояние рынка, складываются на основе реального соотношения спроса и предложения товара на бирже по фактически заключенным сделкам. Они могут различаться по уровню в зависимости от условий сделки (на наличный товар или по фьючерсным контрактам, спот, форвард и др.)
Аукционные цены устанавливаются в ходе регулярно проводимых в установленные сроки аукционов по продаже более или менее значительных количеств или партий определенного товара. На аукционах определяются, например, цены международной торговли пушниной (Нью-Йорк, Лондон, Санкт-Петербург), чаем (Индия, Кения), лесоматериалами (Токио), цветами (Голландия), шерстью (Австралия). В отличие от биржевых котировок аукционные цены всегда устанавливаются за наличный товар и публикуются периодически или по мере поступления товара на рынок.
Цены торгов (тендеров) определяются в ходе конкурса при выдаче фирмами одних стран заказов на сооружение объектов производственного или непроизводственного назначения, изготовления машин и оборудования, поставку партий сырья фирмам других стран.
Цены контрактов по обычным коммерческим сделкам по купле-продаже товаров между фирмами разных стран зависят от целого ряда факторов, определяющих условия сделки и особенности товара. К их числу относятся качество поставляемой продукции, срок исполнения контракта, условия поставки, форма расчета и условия платежа, валюта цены и платежа, применяемые скидки с контрактной цены и др.
Трансфертные цены используются на закрытых мировых рынках, которыми выступают международные транснациональные вертикально интегрированные корпорации. Трансфертные цены — это условно-расчетные цены, по которым отделения корпорации, расположенные в разных странах, передают друг другу товары или их составляющие компоненты. Современные корпорации устанавливают трансфертные цены порой таким образом, чтобы обеспечить получение максимальной прибыли всей корпорации. Для этого они завышают или занижают трансфертные цены относительно рыночных цен, используя наилучшим для себя образом страновые различия в налогообложении, таможенной политике, охране окружающей среды, условиях труда. Таким образом компания уменьшает облагаемую налогами, таможенными пошлинами стоимость, сокращает потери от разницы в валютных курсах, меньше платит экологических налогов и т.д. Трансфертные цены служат также для оценки результатов деятельности филиалов фирмы.
На цены, используемые в группировках стран, существенное влияние оказывают особые экономические отношения, торговые ограничения, действующие в рамках таких соглашений (ЕС, ОПЕК, АФРАСЕК, ассоциации экспортеров сахара, кофе, олова, цинка и др.). Такие цены могут быть подвержены регулированию путем установления определенных коридоров их изменения, а также косвенно с помощью квот поставки на рынок той или иной продукции.
Цены краткосрочных и долгосрочных специальных контрактов могут существенно отличаться от цен свободных рынков на одинаковую продукцию из-за особых условий их заключения (бартерных и клиринговых соглашений, при поставках продукции за счет кредита, по программам помощи, толинговых сделках, лизинге и др.).
В зависимости от способа определения цены подразделяются:
Цена предложений — используется в качестве ориентира при определении цен по отдельным видам товаров
Цена номинальная, публикуемая в прейскурантах, справочниках и биржевых котировках.
Цена справочная — особый вид (номинальной, прейскурантной цены), отражающий уровень фактически заключенных сделок в определенный период (месяц, квартал), и используется в переговорах для определения базисной цены.
Цены фиксированные — устанавливаются государством на фиксированном (определенном) уровне. В Беларуси, например, постановлением Министерства экономики от 9.11.99 г. N 145 утвержден Перечень предельных минимальных цен на отдельные виды экспортируемых товаров.
По способу фиксации:
твердые
с последующей фиксацией
скользящие
подвижные
Влияние обособленностей национальных рынков на соотношение внутренних и мировых цен
Важное значение для установления особенности механизма формирования цены на экспортируемые и импортируемые товары имеет анализ связи этих цен с внутренними ценами стран. Эта связь носит двусторонний характер.
Внешнеторговые цены Внутренние цены.
Мировой рынок формируется на базе взаимодействия национальных рынков стран участниц мировой торговли. Особенностью является расхождение уровней внешнеторговых и внутренних цен. Расхождение обусловлено:
1) Обособленностью внутренних рынков от мирового.
2) Торгово-экономичесикми особенностями мирового рынка по сравнению с товарным объемом в рамках отдельных стран. Обособленность внутренних рынков состоит в том, что между ними и мировой торговлей существуют экономические границы в виде тарифных и нетарифных барьеров: пошлины, пограничные налоги, компенсационные сборы, налоговые, транспортные, кредитные и прочие льготы. Они обуславливают различия в нормах прибыли и уровне затрат в ценах товаров внутренней и внешней торговли. Чем сильнее степень обособленности национальных рынков от мирового, тем слабее связь между процессами ценообразования и тем больше различия в уровнях внутренних и внешних торговых цен.
Выделяют три типа таких обособлений:
1) Полная замкнутость внутренних рынков.
2) Частичное обособление.
3) Свободное движение товаров между внутренним и мировым рынками.
На практике чаще всего встречается частичное, неполное обособление и взаимодействие внутреннего и мирового рынков осуществляется по каналам экспорта и импорта.
Цены мировой торговли с большей силой влияют на внутренние цены, чем внутренние на мировые. Цены мировой торговли влияют через импорт на увеличение предложения товаров в рамках национального рынка и действуют на снижение внутренних цен. Внутренние цены влияют на цены мировой торговли через размеры обращающейся на мировом рынке товарной массы. Это влияние зависит от доли экспорта товара данной страны в общемировом объеме экспорта.
На соотношение внутренних цен и цен мировой торговли оказывают влияние направления, размеры и характер тарифных и нетарифных барьеров, которые неодинаковы в разных странах по товарам, а так же по экспорту и импорту.
В последние годы методология формирования внешнеторговых цен находится в центре внимания экономистов-международников и практических работников. Интерес к этим вопросам, с одной стороны, связан с ростом значения внешнеэкономических связей в экономике суверенной республики, а с другой, с динамизмом цен мирового рынка, обслуживающего такие связи. Последнее обусловливает высокую степень зависимости экономики государств от изменения цен на мировом рынке. Сложность проблемы заключается также и в том, что формирование внешнеторговых цен имеет особенности во взаимоотношениях со странами дальнего и ближнего зарубежья.
Определение внешнеторговой цены является одним из важнейших разделов контракта. В процессе ее установления учитывается множество факторов в области техники и технологии, экономики и политики, тенденции развития мировой торговли.
Процедура формирования внешнеторговой цены отличается достаточной сложностью и состоит из ряда этапов, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно. В их число входят выбор базисных мировых рынков и цен, применение системы коммерческих поправок к базисным ценам, учет в цене внешнеторгового контракта качества товара и фактора времени, отражение валютно-финансовых условий и условий поставки во внешнеторговой цене, использование системы скидок с цен и уторгование контрактной цены, включение налогов и пошлин в цену контракта (рис. 7).
Рисунок – Процедура обоснования цены внешнеторгового контракта