Признаки сегментации рынка индивидуальных потребителей
Географические признаки | Психографические признаки | ||
- Численность и плотность населения - Динамика развития региона - Природно-климатические особенности региона | - Образ жизни, интересы личности - Тип личности - Принадлежность к определенному об общественному классу | ||
- Отношение к товару - Повод для совершения покупки - Искомые выгоды - Статус пользователя - Интенсивность потребления - Чувствительность к факторам маркетинга - Степень приверженности марке | - Количественный и качественный состав семьи (возраст, пол) - Этап жизненного цикла семьи - Уровень доходов - Род занятий - Образование - Религиозные убеждения - Национальность | ||
Поведенческие признаки | Социально-демографические признаки |
При объединении потребителей в группы используются методы многомерного статистического анализа, когда классификация проводится по комплексу анализируемых признаков одновременно. При этом часто применяют иерархический кластерный анализ, который заключается в последовательной разбивке базовой группы потребителей на сегменты по разным признакам.
Схема иерархического кластерного анализа
Процесс сегментации состоит из ряда последовательных этапов.
Этапы процесса сегментации рынка
Товарная дифференциация - выделение товаров или услуг в качестве особых, отличных от товаров и услуг конкурентов, предназначенных для определенных сегментов рынка.
Позиционирование товара - определение места товара на рынке в ряду других аналогичных ему товаров с позиций самого потребителя.
Целевой рынок - сегмент или несколько сегментов, отобранных фирмой для своей деятельности.
Рыночное окно - это сегменты рынка, которыми пренебрегли производители соответствующей продукции.
Рыночная ниша - сегмент рынка, для которого наиболее оптимальными являются товары данной фирмы.
Критерии оценки и выбора сегментов рынка:
1. Доходность сегмента.
2. Конкурентная обстановка в сегменте.
3. Доступность каналов сбыта в сегменте.
4. Рекламные возможности фирмы в сегменте.
5. Технологические трудности работы в сегменте.
Необходимо понимать, что сегментация осуществляется с целью разработки стратегии и программы маркетинга, нацеленной на выделенные сегменты. В зависимости от результатов сегментации рынка различают следующие стратегии: