Законы спроса и предложения
СПРОС – зависимость между величиной спроса и ценами товара. ВЕЛИЧИНА СПРОСА – это количество товара, которые покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течение определенного времени.
ЗАКОН СПРОСА: при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены данного товара.
Рост доходов покупателей приводит к росту спроса НЕ на все товары. Люди с высокими доходами сокращают потребление НИЗШИХ товаров и услуг (крупы, хлеб, ремонт обуви и пр.) и, напротив, увеличивают потребление НОРМАЛЬНЫХ товаров (ценные продовольственные товары, автомобили, мебель и др.)
На ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА, кроме цены и изменения доходов влияет также:
· изменение цены на замещающие товары или дополняющие;
· изменение вкусов и предпочтений;
· ожидание изменения цен и доходов (рост спроса);
· изменение числа покупателей.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это зависимость количества товара, которое производители хотят и могут произвести, от цен на этот товар.
ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это зависимость количества товара, которое производители хотят и могут произвести и предложить к продаже по данной цене в течение определенного периода времени.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара находится в прямой зависимости от изменения его цены.
На ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ влияют:
· изменение цены на ресурсы;
· изменение в технологии производства (рост предложения);
· налоги и субсидии;
· ожидание изменения цен (уменьшение предложения);
· рост числа производителей.
РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА – это цена, при которой величина спроса совпадает с величиной предложения товара на данном рынке.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА – это степень реакции величины спроса на изменение цены товара (цена на товар изменилась на 1%, а величина спроса более чем на 1%). Если спрос на товар неэластичен, то при увеличении цены товара выручка возрастет. При эластичном спросе выгоднее снижать цену для увеличения продаж.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – при изменении цены товара величина предложения изменяется в большей степени, чем изменяется его цена.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО –
инициативная, самостоятельная, связанная с риском, ответственностью и новаторством деятельность по производству товаров и услуг, осуществляемую собственниками капитала или арендаторами с ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ.
Организационно-правовые формы предпринимательства:
1) индивидуальный предприниматель несет полную ответственность за свое дело;
2) хозяйственные товарищества – предприятия, находящиеся в совместной собственности двух и более лиц: А) полное товарищество; Б) товарищество на вере.
3) производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан для совместной хозяйственной деятельности, основанное на их ЛИЧНОМ ТРУДОВОМ УЧАСТИИ и на объединении ПАЕВЫХ ВЗНОСОВ;
4) хозяйственное общество – коммерческая организация с ограниченной ответственностью, капитал которой разделен между участниками на принадлежащие им доли:
· ООО – общества с ограниченной ответственностью
· ОДО – общества с дополнительной ответственностью
· АО – акционерное общество (открытого и закрытого типа).
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК – вероятность (опасность) потери предпринимателями части дохода или имущества в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности:
1) производственныйриск – сокращение объемов производства продукции и ухудшение ее качества и т.п.;
2) коммерческий – в процессе реализации товаров и услуг;
3) финансовый – неплатежеспособность должников, изменение условий кредита, колебания валютного курса и пр.
Способствуют или препятствуют предпринимательству:
ЭНДОГЕННЫЕ (внутренние) факторы ЭКЗОГЕННЫЕ (внешние)
1) уровень квалификации персонала 1) общая экономическая и политическая
2) техническая оснащенность фирмы обстановка в стране;
3) психологический климат в коллективе 2) правовая база;
3) НТП;
4) географические, природные условия.
БИЗНЕС – любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг, осуществляемая частными лицами или организациями к взаимной выгоде ее участников, получению прибыли
РЫНОК ТРУДА –
отношения между наемными работниками и предпринимателями (работодателями), которым необходимы трудовые ресурсы для производства товаров и услуг.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Факторы, влияющие на ВЕЛИЧИНУ предложения:
· демографический: величина экономически активного населения – люди, работающие по найму, работающие не по найму и безработные, ищущие работу;
· численность людей, обладающих необходимым образованием и квалификацией;
· условия труда, престижность, творческий характер;
· размеры доходов, не связанных с трудом – пенсии, пособия. (Если низкие, то пенсионеры и др. стремятся работать);
· ценовой: уровень заработной платы.
ЗАКОН СПРОСА:
Факторы, влияющие на ВЕЛИЧИНУ СПРОСА:
· ценовой, когда фирмы увеличивают спрос на труд при понижении цены труда;
· технический прогресс, который снижает спрос;
· изменение цен на другие ресурсы (посудомоечные машины дешевеют, поэтому уменьшается спрос на посудомоек и т. д.);
· структурные сдвиги в экономике (компьютеры вытесняют машинисток, типографских рабочих, а нужны программисты и т.п.)
· фазы экономического цикла (растущий спрос в годы подъема и наоборот).