Осн. виды комбинир. Ш.И. (шк. Терстоуна, Лайкерта, Гутмана), их исп-е при иссл-ии соц. процессов
Шк. Терстоуна – исп. для измер-я аттитюдов. Построение Ш. Т. включает ряд операций: 1) сбор большого числа высказываний по существу изучаемой установки; 2) исключение из списка неясных, двусмысленных суждений, а также тех, которые могли бы понравиться людям с против. аттитюдами; 3) сортировка оставшихся высказываний группой экспертов по 11 категориям соответственно степени благоприятного или неблагоприятного отношения (при этом эксперт, независимо от собственного аттитюда, заносит в рубрику A выск-я, характеризующие крайне позитивную оценку, в F – нейтральные, а в K – крайне негативные и т. д.); 4) статистическая обработка результатов (вычисление средних значений каждого высказывания и оценка разброса); 5) формирование окончательной равноинтервальной шкалы измерения, в которую включают ок. 20 выск-ий: а) по которым мнения экспертов были примерно одинаковыми и б) которые попадают в примерно одинаковые интервалы на шкале установки; при этом каждому вербальному пункту шкалы соответствует значение показателя на числовой шкале, определяемое на основе оценок экспертов.
Процедура измерения заключается в выборе респондентом тех высказываний, с которыми он согласен, и подсчете среднего значения всех выбранных показателей, характеризующем общую оценку аттитюда. К преимуществам Ш. Т. относится примерное равенство интервалов, что дает возможность использовать более широкий круг статистических методов. Ограничения: 1) трудоемкость конструирования; 2) необходимость, по возможности, минимизировать влияние на экспертов их собственных аттитюдов, что обычно достигается за счет большого числа экспертов (напр., при создании шкалы аттитюдов к религии Терстоун пользовался услугами 300 чел.
Шк. Лайкерта– для измер-я аттитюдов. Ш. Л. представляет собой порядковую шкалу измерения: она позволяет оценить выраженность установки, сравнивать установки разных людей по интенсивности; из статистических процедур допускается определение медиан распределений, вычисление коэффициентов ранговой корреляции и сопряженности. Ш. Л. обычно бывают пятипозиционными, однако возможно использование и др. размерностей.
Процесс создания Ш. Л. включает след. шаги: 1) формирование широкого множества высказываний, выражающих различные нюансы мнений по избранной проблеме; 2) отбор высказываний, редактирование с целью исключения туманностей и двусмысленностей; 3) оценка (обычно по 5-балльной шкале) оставшихся в списке высказываний испытуемыми из выборки на основании их собственного мнения (согласия-несогласия с утверждениями); 4) статистическая обработка оценок; 5) формирование итоговой шкалы, в которую включаются пункты, по которым обнаружены наиболее сильные расхождения в оценках испытуемых с самыми низкими и самыми высокими итоговыми оценками из всей выборки.
В основе Ш. Л. лежит допущение о том, что каждое утверждение, включенное в шкалу, – это функция одного и того же параметра аттитюда. Именно это позволяет использовать для измерения аттитюда сумму оценок по отдельным пунктам шкалы. Процедура измерения аттитюда заключается в оценке респондентом степени своего согласия или несогласия с набором утверждений с помощью градуированного набора высказываний (где 1 балл означает полное несогласие, или неодобрение; 2 – несогласие; 3 – безразличие; 4 – согласие и 5 – полное согласие). Конечный шкальный балл высчитывается как сумма полученных баллов по всем признакам, и именно он является оценкой аттитюда данного человека.
К преимуществам Ш. Л. относится сравнительная легкость конструирования: утверждения отбираются лишь на основе их внутренней согласованности; кроме того, не требуется экспертной группы. Еще один плюс – сравнительная простота процедуры для респондента.
Шк. Гутмана – один из 3 основных типов шкал измерения аттитюда. Основное допущение состоит в том, что аттитюд представляет собой некоторую одномер. стр-ру, а ответы респондента, выражающие его, на хорошей шкале должны представлять собой определенную связность и иерархию. По мнению Гутмана, это означает, что респондент с определенным аттитюдом принимает (соглашается) с одними высказываниями и не принимает др. Т. о., высказывания образуют определенный упорядоченный набор: от тех, которые принимаются большинством людей, до тех, которые принимаются единицами.
Измерение аттитюда заключается в том, что респондент указывает те высказывания на шкале, которые он может принять; при этом он пользуется только дихотомическими ответами («да – нет» или «согласен – не согл.»).
Порядок построения Ш. Г.: 1) формируется исходный список утверждений; 2) регистрируется принятие-непринятие каждого утверждения; 3) проводится статистическая обработка по каждому утверждению; 4) отбраковываются непригодные пункты (ошибка не должна превышать 10 %); 5) оставшиеся пункты упорядочиваются: на первое место ставится пункт, получивший наибольшее число ответов «да» (принимаемый всеми); за ним – получивший меньшее число утвердительных ответов, и так вплоть до пунктов, с которыми не согласился почти никто и вообще никто.
Преим-ва Ш. Г. вполне очевидны: 1) одномерность шкалы достигается строгими методами; 2) процесс измерения достаточно прост. В то же время Ш. Г. адресован ряд серьезных критических замечаний, главное из которых – невозможность построения одномерной шкалы во многих случаях (напр., при измерении художественных предпочтений).
Эти шкалы предназначены в основном для измерения системы отношений в индустриальной и организационной психологии.
12. Сущ-ть категории " Надежность изм-я ", осн. критерии надежности, факторы, опр. надежность.
Надежность измерения - воспроизводимость результатов измерения в аналогичных условиях, количественно выражаемая с помощью корреляции результатов начальных и повторных измерений. Зависит от объективности экспериментатора, надежности измерительной аппаратуры и отсутствием неконтролируемой вариабельности исследуемого свойства.
К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:
– глубину и объективность анализа;
– знание конкретных условий;
– оперативность, компетентность и быстроту в проведении и обработке материалов.
В социологии, надежность измерения имеет три аспекта:
1) Правильность измерения. Соответствие результата измерения какой-либо величины ее истинному значению. В социологии правильность определяется как наличие каких-то систематических ошибок, смещений, прежде всего, смещений в шкале. Таким образом достижение правильности - это устранение явных нарушений в шкале измерения. x=T+e, где T - истинная величина, x - результат измерения, а e - ошибка.
2)Степень сходства результатов при повторных измерениях. Апробируется какая-либо шкала на определенной группе респондентов, а через 2-3 недели та же группа респондентов оценивается по той же анкете. После проведения повторного опроса по каждому респонденту проводится сравнение результатов. Анонимность в анкетах отсутствует, но респонденты не беспокоятся об этом. Смотрят на повторяемость результатов, таким образом учитывается устойчивость.
3)Степень соответствия между тем, что измерили и тем, что хотят измерить. Эта проблема имеет и методический и теоретический аспект. Она связана с правильностью переведения теоретических понятий в операциональные, а затем, в эмпирические индикаторы. Предполагается, что если исследователь убедился во всех трех аспектах, то он может говорить о том, что измерение является надежным. Прежде всего проверяется надежность измерения при использовании порядковых оценочных шкал. Больше всего показателей - при проверке правильности измерения.
Надежность измерения связана с его устойчивостью и воспроизводимостью. Показатель может считаться надежным в той мере, в которой полученные оценки могут быть воспроизведены на данной совокупности объектов измерения. Основной вид надежности — это надежность-повторяемость (или диахронная, ретестовая надежность). Оценка ретестовой надежности отражает результаты повторного применения одного и того же показателя (вопроса, теста) для одной и той же выборки случаев (респондентов) в разные моменты времени. Если люди отвечают на вопрос одинаково и в первом, и во втором, и во всяком последующем случае, то этот вопрос надежен.