III. Публицистический стиль речи.
I. Разговорный стиль речи.
Сложился в городской среде, он лишен диалектных особенностей, имеет принципиальные отличия от литературного языка.
Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме – записками, частными письмами.
Общие признаки: неофициальность, непринужденность, неподготовленность речи, ее автоматизм; преобладает устная форма общения (обычно диалог, но возможен и монолог).
1. Особенности лексики:
- слова имеют разговорную окраску;
- используется конкретная лексика;
- много слов и фразеологизмов с экспрессивно – эмоциональной окраской (фамильярных, ласкательных, неодобрительных, иронических);
- ограничена лексика абстрактная, иноязычного происхождения, терминологическая;
- подавляющее количество слов – общеупотребительные, нейтральные.
2. Особенности морфологии:
- глаголы встречаются чаще, чем существительные;
- часто используются личные местоимения и частицы, в том числе разговорные (ну, вот, ведь);
- редко встречаются причастия, деепричастия, краткие прилагательные.
3. Особенности синтаксиса:
- характерны предложения неполные, вопросительные и побудительные;
- свободный порядок слов в предложении;
- использование безличных предложений.
II. Научный стиль речи.
Это такой вид литературы, как статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература. Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях также являются образцами научного стиля речи.
В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей:
- собственно – научный (диссертации, монографии, статьи научных журналов, энциклопедии);
- научно – популярный (научные статьи в газетах, научно – популярных журналах, научно – популярные книги, публичные выступления по радио и телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией);
- научно – учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений, справочники, пособия).
1. Особенности лексики:
- употребление слов в прямом значении;
- отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, гипербол и т.д.;
- широкое использование абстрактной лексики и терминов.
2. Особенности морфологии:
- не используются глаголы в 1-м и 2-м лице единственного числа;
- наличие отглагольных существительных;
- маленькое количество прилагательных.
3. Особенности синтаксиса:
- особые обороты типа по Менделееву, по опыту;
- употребление слова далее в функции вводного слова.
Н.: Далее. Это явление хорошо заметно…
- использование цепочки родительных падежей.
Н.: Установление зависимости длины волны
рентгеновских лучей атома.
- наличие сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.
III. Публицистический стиль речи.
Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».
Цель публицистического стиля речи – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя. Жанры публицистики – статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
1. Особенности лексики:
- широкое использование общественно – политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии и др.;
-употребление иноязычных слов, фразеологизмов;
- наличие изобразительных средств языка.
2. Особенности морфологии:
- употребление глаголов 1 лица;
- употребление прилагательных в превосходной степени;
- использование существительных в единственном числе вместо существительных во множественном числе (например: Современный предприниматель хорошо разбирается в налоговой системе);
- использование глаголов в настоящем времени для описания произошедших событий (например: мы приезжаем и видим…);
- повествование в настоящем времени в значении будущего (например: В следующем месяце в нашем городе начинается отопительный сезон).
3. Особенности синтаксиса:
- использование существительных в родительном падеже в роли несогласованного определения:
Н.: голос мира, страны ближнего зарубежья.
- глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы в роли сказуемого;
- использование вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.
IY. Официально – деловой стиль речи.
Употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.
Основные черты делового стиля – точность, стандартизованность, стереотипность построения текста, долженствующе – предписывающий характер.
1. Особенности лексики:
- широкое употребление стандартных оборотов речи;
- отсутствие эмоций и изобразительных средств.
2. Особенности морфологии:
- употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида ( в более конкретных документах – протоколах собраний, распоряжениях, актах);
- использование кратких прилагательных, отглагольных существительных в форме родительного падежа;
- наличие большого количества отыменных предлогов и союзов (в соответствии, в связи, согласно и др.);
-употребление существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии (лаборант Петрова).с
3.Особенности синтаксиса:
- использование осложненных простых предложений.