Поведение предприятия в условиях олигополии

Олигополия – рыночная структура, состоящая из небольшого числа предприятий, причем больших размеров. Товар, реализуемый в условиях олигополии, может быть дифференцированным или стандартизированным (разнородным или однородным). Имеются существенные препятствия входа на рынок, некоторые ограничения к доступу информации, контроль над ценами ограничен взаимной зависимостью.

На олигополистическом рынке предприятия, обладающие большими долями в общем выпуске товара, обладают способностью влиять на цену товара.

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений предприятий по ценам и объему производства. Ни одно решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия предприятий-конкурентов – это дополнительное ограничение, которое они должны учитывать при определении оптимальных цен и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений.

Единой теории олигополии не существует. Однако впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курно. Его модель основывается на следующих предпосылках:

· на рынке присутствуют только два предприятия;

· каждое предприятие принимает цену и объем производства конкурента неизменными, а затем принимает свое решение.

В теории Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение предприятием цены определенным образом. Когда предприятие B выходит на рынок и отнимает у предприятия A часть спроса, последнее вступает в ценовую игру, снижая цену и объем производства. Однако предприятие A может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить предприятие B на рынок. Такие действия предприятия A не описываются теорией Курно.

«Ценовая война» снижает прибыли обеих сторон. Так как решения одной из них влияют на решения другой, существуют основания договориться о фиксации цен, разделе рынка с целью ограничения конкуренции. Но поскольку всякого рода сговоры подпадают под антимонопольное законодательство и преследуются государством, то предприятия в условиях олигополии предпочитают от них отказаться.

РЫНКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ

В процессе производства осуществляется производственное потребление имеющихся ресурсов. Между объемом производства и количеством потребленных производственных ресурсов существует функциональная зависимость. Эта зависимость может быть выражена с помощью производственной функции вида:

Q = f (х1, х2, х3, …, хn),

гдеQ – максимально возможный выпуск продукции при данной комбинации производственных ресурсов хi.

При этом факторы производства (ресурсы) характеризуются взаимодополняемостью и взаимозаменяемостью по отношению друг к другу. Взаимодополняемость ресурсов означает, что отсутствие одного или нескольких из них делает невозможным производственный процесс – производство останавливается. В то же время факторы производства в известной степени взаимозаменяемы: нехватка одного может быть возмещена дополнительным количеством другого, т.е. ресурсы могут комбинироваться между собой в процессе производства в различных пропорциях.

Процесс производства может быть организован по-разному, с использованием разных технологических процессов. Производственная функция заключает в себе технически эффективные способы производства продукции, т.е. такие, при которых нельзя увеличить объем производства без роста затрат, или уменьшить затраты, не сократив выпуск.

Иллюстрацией к переплетению и альтернативности использования экономических ресурсов может быть простая, основанная только на двух производственных факторах модель Кобба–Дугласа (названа по имени двух американских экономистов – Кобба и Дугласа). Она выглядит следующим образом:

Q = f (KZ, LB),

гдеQ – объем производства; K – размер капитала; L – затраты труда

(в стоимостном выражении); Z и B – показатели эластичности производства Q по отношению к капиталу и труду (они показывают, на сколько процентов должно увеличиться Q, если K или L возрастают на один процент).

Производственная функция показывает альтернативные возможности, при которых различные комбинации факторов обеспечивают один и тот же объем выпуска продукции.

Существует много вариантов производства заданного объема продукции. Производственная функция всегда строится для определенной технологической структуры. Улучшение технологии, увеличивающей максимально достижимый объем выпускаемой продукции при любой комбинации факторов, всегда находит отражение в новой производственной функции. Производственная функция может использоваться для определения минимального количества затрат, необходимого для производства данного объема товаров, либо для определения максимального выпуска продукции при затратах данного количества ресурсов. Кроме этого, производственная функция исходит из взаимодополняемости и взаимозаменяемости ресурсов. Например, ресурс «капитал» дополняет ресурс «труд», сливаясь с ним в едином производственном процессе. Но он может и заменять его: более механизированное производство требует меньшего числа рабочих.

Если весь набор факторов производства или ресурсов представить как затраты труда, земли и капитала, производственная функция может быть описана следующим образом:

Q = f (L, K, N),

Где Q – максимальный объем продукции, производимой при данной технологии и данном соотношении труда L, капитала K, земли N.

Наши рекомендации