Налоги и налоговая система
Доходы государства - это та часть национального дохода, которая сосредоточивается в руках государства за счет налогов и неналоговых поступлений.
Налоги на 75% и более формируют доход государственного бюджета.
Налоги можно классифицировать в соответствии с тем, какая доля личного дохода подлежит отчислению в пользу государства. В этой связи различают:
1) регрессивный налог, средняя ставка которого снижается по мере роста дохода. Это означает, что чем больше доход, тем меньшую долю в нем составляют налоги;
2) пропорциональный налог, средняя ставка которого остается постоянной, т. е. забирающий у каждого индивида одну и ту же долю дохода;
3) прогрессивный налог, ставка которого увеличивается по мере роста дохода. В большинстве стран взимается прогрессивный налог.
В зависимости от методов сбора налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги - это налоги, которые плательщик непосредственно (прямо) выплачивает из своего Дохода налоговой службе или местным органам власти.
Прямые налоги имеют следующую структуру:
1) личный подоходный налог - налог, взимаемый с личных доходов домохозяйств и предприятий не входящих в корпорации; это основной элемент налоговой системы в рыночной экономике;
2) налог на заработную плату - налог, взимаемый как с работодателей, так и с лиц наемного труда;
3) налог на прибыль предприятий;
4) налог на наследство;
5) прочие налоги.
Прямые налоги дают большую часть налоговых поступлений. Основной недостаток прямых налогов в том, что они способны парализовать инициативу экономических агентов, если ставки налогообложения будут слишком высоки.
Косвенные налоги - это налоги с продаж, акцизные сборы, налог на имущество. Если большую часть доходов федерального бюджета составляют прямые налоги, то косвенные налоги составляют значительную часть доходов местных органов власти.
Косвенные налоги включаются в розничную цену и, соответственно увеличивая ее, перекладываются на конечного потребителя. К косвенным налогам относятся:
а) налоги с продаж;
6) акцизные сборы на продукты;
в) таможенные сборы, взимаемые с товаров, импортированных из зарубежных стран;
г) специальные налоги, постоянные по величине, независимо от цены блага, или взимаемые пропорционально его стоимости, в частности это налог на добавленную стоимость.
Налоги государство взимает на уровне как федерального правительства, так и местных органов власти (округа, муниципалитеты, районы и т. д.).
С помощью налогов государство получает в свое распоряжение средства, необходимые для выполнения экономических и социальных функций. Вопрос: какие налоговые ставки предпочтительнее - высокие или низкие? По мнению американского экономиста А. Лаффера, низкие налоговые ставки обеспечивают максимальный уровень налоговых поступлений.
Налоговые поступления в бюджет
Рис. Кривая Лаффера
Как видно из графика, рост налоговых ставок выше точки m приведет к сокращению общих налоговых поступлений с уровня М до N. Причем и низкие (< m) и чрезмерно высокие уровни ставок налогов (> m) обеспечивают совершенно одинаковые налоговые поступления в бюджет (т.L и т.М).
Величина налоговых поступлений зависит не только от размера налоговых ставок, но также и от налогооблагаемой базы - суммы, с которой взимается налог (дохода, прибыли).
Снижение налогового бремени с производителей освободит часть прибыли от перечисления в бюджет. На эти деньги предприниматели смогут расширить производство, их доходы увеличатся, следовательно, возрастут и налоговые поступления в бюджет.
Государство использует три способа взимания налогов:
Способ 1. У источника – изъятие налога до получения дохода владельцем.
Способ 2. По декларации - взимание налога после получения дохода.
Способ 3. По кадастру - взимание налога по реестру, включающему перечень типичных объектов обложения, классифицируемых по внешним признакам, с указанием средней доходности объекта.