Изобразите в кейнсианской модели макроэкономического равновесия дефляционный и инфляционный разрывы. Охарактеризуйте их
Тема 12. Финансовая система и фискальная политика государства
12.1. Финансовая система: принципы построения и структура
12.2. Государственный бюджет: принципы построения, функции, формирование доходов и направление расходов.
Структура доходов и расходов государственного бюджета.
Дефицит бюджет и государственный долг.
Государственный долг его виды, последствия.
Теория налогов. Налогообложение и его принципы. Классификация налогов. Кривая Лаффера.
12.5. Бюджетно-налоговая политика: сущность, виды.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ:
Финансы, финансовые отношения, денежные отношения; субъекты финансовых отношений; объекты финансовых отношений; бюджет, бюджетная система; государственный бюджет; местные бюджеты; внебюджетные фонды, налоги; субъекты налогов, теория налогов; объект налога; источники налога; ставка налога; бюджетный дефицит; государственный долг; фискальная политика; дискреционная и недискреционная политика; стимулирующая и сдерживающая политика.
12.1 Финансовая система: принципы построения и структура
Финансовая система – это совокупность законов, правил, норм, финансовых учреждений, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства. Финансовые отношения осуществляются в денежной форме, посредствам их устанавливаются экономические взаимосвязи в процессе осуществления деятельности субъектов. Неотъемлемым элементом финансовой системы являются финансы. В переводе с лат. «финансы» – «платеж», который начал применятся как термин в Италии еще в ХІІІ – ХV веках. А любой платеж не может функционировать без нормально организованного потока денег, движущегося между банками, фирмами, населением. Поэтому встречается понятие денежные отношения, которые охватывают все экономические отношения, связанные с выполнением функции денег: средства обмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства.
Финансовые отношения – понятие более узкое, чем денежные отношения, являются составной частью последних, так как связаны только с движением фондов денежных средств. В финансовые отношения не входят отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле, с оплатой транспортных, бытовых, зрелищных, коммунальных услуг. Финансовые отношения складываются между: государством и фирмами; фирмами и банками; внутри предприятий; между различными уровнями государственного управления; государством и населением.
Субъектами финансовых отношений выступают государство, предприятия, организации, физические лица, население. Объектами финансовых отношений являются финансовые ресурсы – совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект: чистый доход, амортизационные отчисления на реновацию (обновление), налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы.
Сущность и роль финансов проявляется в их функциях. Распределительная функция заключается в первичном и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Первичное распределение обеспечивает процесс расширенного воспроизводства (воссоздание израсходованных факторов производства). Вторичное распределение обеспечивает образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для выполнения функций, а также целевых фондов предприятий, фирм, организаций и доходов населения. Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов посредством информации через различные финансовые показатели на основе их сравнения с нормативными (нормами, нормативами). Такими показателями являются прибыль, рентабельность, выручка, амортизация. Стимулирующая роль финансов способствует расширению и совершенствованию производства, полной занятости, развитию и внедрению инноваций.
Выполнение функций финансов осуществляется через финансовую систему, основными звеньями ее структуры выступают:
o бюджеты: республиканский и местный;