Необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Основные принципы антимонопольной политики
Микроэкономика как раздел экономической теории изучает особенности функционирования отдельных субъектов экономики, одним из которых является государство. Государство — особый экономический субъект, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение экономических целей общества — экономического роста, полной занятости, экономической эффективности, экономической свободы и т. д.
Очевидно, что при несовершенной конкуренции экономика теряет множество положительных черт и качеств, свойственных ей при конкуренции совершенной.
Существование рынков несовершенной конкуренции (в первую очередь монополий и олигополии) обуславливает и недопроизводство, и завышение цен, и неэффективное производство, и т. п. Так, по приблизительным оценкам, потери, связанные с деятельностью монополий и олигополии, составляют, например, для США порядка 0,5—2 % производимой в обществе продукции. Общие потери для общества от монополизации рынка соответствуют площади треугольника ABC.
SΔABС= SΔACE+ SΔBCE, где SΔBCE — потери излишка потребителя (ренты потребителя), которые возникают вследствие существования монополии, причем это прямые потери, которые никому не достаются — ни монополисту, ни потребителям. SΔACE — потери излишка производителя (ренты производителя, которая также никому не достается).
Кроме того, потребители монопольного продукта вынуждены мириться не только с высокими ценами, но в ряде случаев и с плохим качеством продукции, и прочим пренебрежением к своим интересам, что было бы невозможно в условиях конкурентного рынка. Серьезную опасность представляет собой монополии в том смысле, что их существование подавляет действие рыночного механизма саморегуляции.
Наличие отрицательных последствий функционирования монополий приводит к необходимости их сглаживания государством посредством регулирования деятельности этих компаний, ведь рыночные механизмы здесь не «работают» и не в состоянии решить данные проблемы. Антимонопольное регулирование направлено на ограничение рыночной власти монополий, на увеличение объема предложения монопольного продукта и снижение его цены. Подчеркнем, что в большинстве случаев речь идет не о борьбе с монополиями как таковыми, а именно об ограничении монополистических злоупотреблений.
Пояснения. Наиболее простым способом предотвращения негативных последствий монополий может показаться вариант простой демонополизации — путем принудительного дробления крупной компании на несколько мелких фирм. В этом случае монополизированная отрасль превращается в конкурентную. На самом деле такой вариант в большинстве случаев невозможно реализовать, поскольку подобным преобразованиям будет препятствовать положительный эффект масштаба производства. Иными словами, мелкие фирмы не смогут производить данный товар столь же эффективно (с наименьшими издержками), как это делает крупная компания (в данном случае речь идет об естественных монополиях).
Одной из основных мер антимонопольного регулирования становится принятие антимонопольного законодательства. Не случайно, что сегодня нет ни одной страны, где бы отсутствовало антимонопольное законодательство. Практика антимонопольного регулирования в каждой стране отличается определенной спецификой, тем не менее некоторые его общие черты выделить можно:
• обычно государство запрещает заключение договоров, направленных на ограничение производства и торговли каким-либо товаром;
• запрет соглашений о разделе рынка; контроль за слияниями фирм;
• запрещается так называемая ценовая дискриминация потребителей по какому-либо признаку;
• запреты на принудительные соглашения о комплексной покупке товаров, когда условием приобретения одного блага становится непременная покупка какого-либо другого;
• запрет на приобретение акций конкурентов, если это снижает уровень конкуренции в отрасли;
• запрет взаимного переплетения директоратов конкурирующих фирм, т. е. когда одни и те же лица управляют разными компаниями, конкурирующими на рынке (здесь речь идет о переплетении с конкурентами, носящее характер сговора);
• запрещается монополизация производства выше определенного уровня в руках одной фирмы;
• разнообразные штрафы за ненадлежащее рыночное поведение;
• прямая демонополизация, т. е. принудительное дробление Предприятия-монополиста на множество самостоятельных конкурирующих фирм (в случаях, когда это возможно сделать).
Применение тех или иных мер антимонопольной политики зависит от каждого конкретного случая. Если давать общую оценку, то заметны следующие закономерности. Обычно более строгая правоприменительная практика имеет место в случае завышения цен монополистами, а также при слияниях фирм, особенно если эти слияния горизонтального типа. Менее строгая — в случае слияний, основанных на вертикальной интеграции или же имеющих конгломератный характер.
Особо подчеркнем, что выше речь шла о формах государственного регулирования искусственных, или предпринимательских, монополий. Такая монополия возникает обычно в отраслях, где функционирует единственный производитель, не обладающий повышенной эффективностью по сравнению с конкурирующими фирмами.
Сам термин «искусственная монополия» обычно предполагает достаточно широкую трактовку. Здесь имеется в виду не только рыночная власть одного единственного производителя в отрасли, но и преобладание на рынке нескольких в той или иной степени сотрудничающих фирм, т. е. олигополистические рыночные структуры.