Термины. Государственная социальная стандартизация

Государственная социальная стандартизация

Социальный стандарт

Минимальный социальный стандарт

Система социальных норм и нормативов

Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг

Минимальная пенсия

Прожиточный минимум

Потребительская корзина

Минимальный потребительский бюджет

Трансферты

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит различие социальных стандартов, существующих в со­знании людей и устанавливаемых государством?

2. Каковы причины приоритетности введения минимальных социальных стандартов?

3. Какие основные виды социальных норм используются в регулирова­нии социально-экономических процессов, в чем состоит их содержание?

4. Чем характеризуются государственная социальная стандартизация и государственный минимальный социальный стандарт?

5. Каковы задачи и принципы социальной стандартизации?

6. Какие требования предъявляются к социальным стандартам?

7. В чем состоят основные конституционные гарантии гражданам, оп­ределяющие направления стандартизации?

8. Какие социальные стандарты доходов населения установлены в Рос­сии?

9. Какие стандарты применяются в сфере бесплатных и общедоступных услуг?

10. В чем заключается роль социальных стандартов при формировании бюджетов и регулировании межбюджетных отношений?

11. Какова практика использования социальных стандартов для опреде­ления объемов социальных трансфертов на основе определения приведенных бюджетных расходов?

Глава 11. Регулирование доходов и заработной платы

11.1. Основы государственного регулирования доходов и заработной платы

Цели и основные методы регулирования

Государственное регулирование доходов и заработной платы заклю­чается в их перераспределении через бюджет путем дифференциро­ванного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная доля нацио­нального дохода переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличе­нию общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потреб­ления товаров и услуг.

Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении воз­можности потребления каждым индивидуумом не ниже минималь­ного набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного ми­нимума. Поэтому представляется правомерным рассматривать мето­ды регулирования доходов (прежде всего заработной платы) и потреб­ления населения.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабо­чей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Сте­пень воздействия государства на процесс перераспределения дохо­дов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

Если исходить из этих критериев, можно считать, что в развитых странах активность государства в перераспределении доходов весь­ма высока. Так, в США в послевоенные годы на долю трансфертных платежей (пособия, выплаты по социальному обеспечению, пенсии и т.п.) приходилось не менее 60% расходов федерального бюджета и 15% валового национального продукта.* Следует отметить, что в пере­распределении доходов США занимают не лидирующие позиции, ибо есть государства, где указанные показатели еще выше. Особенно боль­шое перераспределение личных доходов осуществляется в ряде за­падноевропейских стран (Австрия, Испания, Скандинавские стра­ны). По степени выравнивания доходов все страны мира опередила Швеция.

* Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица, Н. Н. Никулиной. М.: Высшая школа, 1995. С. 290.

Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. На­ращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции. Именно такая си­туация характерна для российской экономики периода рыночных ре­форм. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов и потребления, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспе­ченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности.

Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике, пред­ставлены в табл. 9.4.

Таблица 9.4.

Наши рекомендации