Факторы, характеризующие взаимодействие лидера и члена группы.
каково отношение вашего руководителя к тому, чтобы изменить вашу работу? 4 – руководитель решительно настроен на перемены; 3 – руководитель относится к переменам без особого энтузиазма; 2 – руководитель не видит большой необходимости в переменах; 1 – руководитель не видит никакой необходимости в переменах.
Независимо от формальных организационных полномочий, связанных с должностью вашего руководителя, какова вероятность того, что он будет склонен употребить свою власть, чтобы помочь вам решить ваши проблемы на работе? 4 – определенно употребит; 3 – вероятно, употребит; 2 – может сделать и не сделать этого; 1 – не употребит.
В какой мере вы можете рассчитывать на своего руководителя, что при необходимости «он выручит вас» в ущерб себе? 4 – определенно выручит; 3 – вероятно; 2 – может сделать это и не сделать; 1 – не выручит.
Как часто вы вносите своему руководителю предложения, относящиеся к вашей работе? 4 – почти всегда; 3 – обычно; 2 – редко; 1 – никогда.
Как бы вы охарактеризовал ваши рабочие отношения со своим руководителем? 4 – исключительно эффективные; 3 – лучше средних; 2 – примерно средние; 1 – хуже средних.
Применительно к каждому участнику суммируются все пять позиций, в результате чего количество баллов будет колебаться от 5 до 20.
Модель достижения цели
Модель достижения цели | Теория о том, что поведение лидера приемлемо для подчиненных до тех пор, пока они видят, что оно является источником немедленного или будущего удовлетворения. |
Модель участия лидера (модель Врума-Яго) | Теория лидерства, которая определяет форму и количество совместного принятия решения в различных ситуациях. |
Согласно этой теории лидер должен оказывать влияние на понимание и восприятие подчиненными поставленной задачи, а также определять пути к достижению цели.
Модель участия лидера (Врума – Яго)
Модель предполагает, что в некоторой ситуации может быть применима одна из пяти моделей поведения.
AI – Автократическая I – Вы принимаете решение или разрешаете проблему самостоятельно, используя доступную вам в данный момент информацию
АII – Автократическая II – Вы получаете любую необходимую информацию от подчиненных, затем приступаете к решению проблемы самостоятельно. Независимо от полученной информации вы можете (или нет) сообщить о данной проблеме подчиненным. Ясно, что роль отводимая вашему подчиненному при принятии решений – это скорее обеспечение конкретной информацией по вашему запросу, чем предложение или оценка альтернативных решений.
CI – Консультативная I – Вы участвуете в работе над проблемой вместе с соответствующим сотрудником, «выдающим» идеи и предложения. Затем вы принимаете решение. В этом решении может (или нет) быть отражено влияние вашего подчиненного.
CII – Консультативная II – Вы решаете проблему с подчиненными на собрании группы. Там вы получаете идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое может (или нет) отражать мнение ваших подчиненных.
GII – Групповая II – Вы решаете проблему с подчиненными как с группой: вместе разрабатываете и оцениваете альтернативы, пытаясь достичь консенсуса в решении. Ваша роль во многом похожа на председательскую, координирующую обсуждение, сконцентрированную на проблеме, и вы уверены в том, что касается обсуждаемых вопросов. Не пытайтесь повлиять на принятие группой вашего решения, и вы найдете и примените то решение, которое поддержит вся группа.
Дополнительно вводится еще два описания для индивидуальных проблем.
GI - Групповая I – Вы участвуете в работе вместе с одни из ваших подчиненных, совместно обсуждаете проблему и приходите к взаимосогласованному решению в атмосфере свободного и открытого обмена информацией и идеями. Оба участвуете в решении проблемы, внося соответствующий вклад в зависимости от знаний, а не формального авторитета.
DI – Делегирование I – Вы делегируете проблему одному из ваших подчиненных, не только обеспечивая его соответствующей информацией, которой вы обладаете, но и возлагая на него ответственность за его решение задачи. Любое решение, предложенное этим человеком, получает вашу поддержку.
Менеджер может использовать компьютерную программу, в которой учитывается 12 ситуационных переменных, имеющих от 2 до 5 возможных значений. Можно использовать более простое дерево решений с 8-ю переменными и дихотомическим делением.
QR – Quality Requirements - требования к качеству. Насколько существенно качество данного решения.
CR – Commitment Requirement – требования приверженности. Насколько существенно приобщение подчиненных к принятию решения?
LI – Leader Information – информированность руководителя. Достаточно ли у вас информации, чтобы принять верное решение?
ST – Problem Structure – структура проблемы – хорошо ли структурирована задача?
CP – Commitment Probability – вероятность приверженности. Принимали ли вы решение сами, имеет ли смысл, чтобы ваши подчиненные были подключены к решению?
GC – Goal Congruence – согласование целей. Разделяют ли подчиненные цели организации, чтобы добиваться решения данной проблемы?
CO – Subordinate Conflict – конфликтность подчиненных. Был ли конфликт среди подчиненных относительно выбора решений?
SI – Subordinate Information – Достаточно ли у подчиненных информации, чтобы принять верное решение?