Спрос на факторы производства
В отличие от спроса на продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет производный, вторичный характер. Производный характер объясняется тем, что потребность в факторах производства возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.
Спрос на любой фактор производства находится в прямой взаимосвязи со спросом на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. В то же время существует обратная зависимость между спросом на ресурс и его ценой, что является следствием уменьшения предельного продукта ресурса в денежном выражении.
В связи с тем, что все факторы производства, с одной стороны, являются взаимозаменяемыми, а с другой – взаимодополняемыми, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы.
Рынок труда – это сфера взаимоотношений покупателей и продавцов трудовых услуг. Как и любой рынок ресурсов, он формируется за счет взаимодействия спроса и предложения. Рынок труда имеет свои особенности. Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты, и особенно на потребительские товары. Основным фактором, формирующим спрос на труд, является потребность производства в людских ресурсах. Закон спроса на труд: чем меньше заработная плата, тем больше величина спроса на труд.
Зарплата рассматривается как факторный доход и предстает как цена труда. В широком смысле зарплата – это все вознаграждения, получаемые работником (все виды доходов), в узком смысле зарплата – это ставка зарплаты, т. е. цена, выплачиваемая за единицу труда в течение определенного интервала времени. Номинальная заработная плата (W), реальная заработная плата (W/P) – это то, что мы реально можем купить на эту сумму денег.
Предложение труда – количество труда, которое может быть предложено производству (фирмам) по определенной цене – заработной плате и в определенное время. Закон предложения: чем больше заработная плата, тем больше величина предложения труда. Субъекты спроса на рынке труда – фирмы и государства, а субъекты предложения – домашние хозяйства.
Для рынка труда в условиях совершенной конкуренции характерно:
– взаимодействие на рынке стольких продавцов и покупателей, что никто не может повлиять на ставку зарплаты;
–наличие одинакового уровня квалификации у всех рабочих;
– мобильность рабочих, т. е. нет преград для перехода с одного места работы на другое.
Равновесная ставка заработной платы и равновесный уровень занятости данного вида труда определяется на пересечении кривых спроса и предложения труда (рис. 1).
Рис.1. Равновесие на совершенно конкурентном рынке
Здесь DL отражает предложение продукта в денежном выражении в данной отрасли; SL показывает предложение труда в альтернативных отраслях. В точке Е MRPL=MRC, т.е. W1 – оптимальный уровень зарплат, а N – оптимальное предложение труда.
Эффект замещения (рис.2) наблюдается до точки I: при росте зарплаты рабочие отказываются от свободного времени для увеличения заработка. Эффект дохода после точки I: рабочие при высокой зарплате больше ценят свободное время.
Рис. 2. Эффект дохода и замещения
SL отражает общее количество рабочего времени, которое согласна отработать какая-либо категория рабочих при данной величине заработной платы.
Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции характеризуется:
- воздействием предпринимателей на спрос на труд, а, следовательно, и на ставку заработной платы;
- влиянием профсоюзов на предложение труда, а значит, и на ставку заработной платы.
Следовательно, рынок труда может быть монополизирован как со стороны спроса (модель монопсонии – как правило, одна фирма – работодатель), так и со стороны предложения труда (модель с профсоюзом).
Для рабочих монопсония на рынке труда оборачивается потерей рабочих мест и снижением заработной платы, т. е. они получают ставку зарплаты, меньшую, чем их предельный продукт в денежном выражении. Монопсонист сокращает занятость для того, чтобы снизить ставку заработной платы аналогично тому, как монополист на рынке благ сокращает производство с целью повышения цены на свой продукт.
Главной экономической задачей профсоюзов является повышение ставки зарплаты. Основными способами достижения данной цели являются: стимулирование спроса на труд (путем изменения неценовых факторов); ограничение предложения труда; организация давления на предприятия и государство.