Методические рекомендации студентам по самостоятельному изучению тем
Настоящие методические рекомендации призваны оказать студентам помощь в самостоятельном изучении курса уголовно-исполнительного права. В рамках аудиторных занятий в силу их временной ограниченности невозможно рассмотреть все темы, вопросы, нюансы уголовно-исполнительного права. Студенты должны принять меры к усвоению данного материала вне взаимодействия с преподавателем и аудиторией. Для обеспечения положительного результата методические рекомендации расставляют акценты на наиболее важных моментах каждой темы самостоятельного изучения, подсказывают главные направления в получении знаний по вопросу.
Тема. История развития уголовно-исполнительного законодательства и права
При изучении данной темы студенту следует обратить внимание на необходимость, во-первых, хронологического подхода к эволюции уголовно-исполнительных норм; во-вторых, обязательного исследования основных источников каждой исторической эпохи; в-третьих, на уровень, особенности и тенденции развития соответствующего законодательства.
Начинать исторический анализ следует с пенитенциарного законодательства в Древней Руси и Русской Правды, далее рассмотреть уголовно-исполнительные правоположения в период образования и укрепления Русского централизованного государства (в Судебниках 1497 и 1550 гг., в Соборном Уложении 1649 г.) и в период абсолютной монархии в России (в Артикулах Воинских Петра I и т.д.).
Особое внимание целесообразно уделить Проекту об устройстве тюрем Екатерины II, деятельности Попечительского о тюрьмах общества 1819 г., положениям Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных 1832 г., а также влиянию Судебной реформы второй половины XIX в. на политику и законодательство в области исполнения уголовных наказаний и Тюремной реформе конца XIX в.
Не нужно забывать и о теоретических разработках того времени как основе пенитенциарной политики и формирования соответствующего законодательства. В этом плане значение имеют идеи Беккариа, Бентама и других зарубежных ученых, российских гуманистов Радищева, Новикова, Мордвинова, Лопухина.
Отдельно необходимо изучить новую концепцию исполнения наказания Временного Правительства.
Что касается советского периода, то рационально отметить преемственность уголовно-исполнительного законодательства, познать теоретической основы пенитенциарного права, заложенные в трудах М.С. Таганцева, И.Я. Фойницкого, С.П. Мокринского, С.В. Познышева и др., их реализацию в исправительно-трудовом законодательстве, уделить время ознакомлению с основными правовыми источниками (Постановление НКЮ «О тюремных рабочих командах» от 24 января 1918 г., Временная инструкция «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» от 23 июля 1918 г., Постановление ВЦИК «О лагерях принудительных работ» от 17 мая 1919 г., Положение об общих местах заключения РСФСР 1920 г., Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г., Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 1928 г. «О карательной политике и состоянии мест заключения», Положение об исправительно-трудовых лагерях 1930 г., Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г., Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах СССР 1961 г., Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г., Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г., Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных 1984 г.).
Применительно к современному периоду (с 1992 года) рассмотрению подлежат вопросы реформы уголовно-исполнительной системы и уголовно-исполнительного законодательства, проведения предшествующих ей экспериментов по повышению эффективности и гуманизации исполнения лишения свободы в 1989-1991 гг.