Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется
Целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным
Законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные
Группы депутатов. Чтобы обеспечить его прохождение, к нему
добавляют все новые и новые предложения ("сало"), пока не будет
Достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства
Депутатов. Подобная практика таит в себе опасности для
Демократии, так как принципиально важные решения (ограничение
Гражданских прав, свободы совести, печати, собраний и т. д.) могут
быть "куплены" предоставлением частных налоговых льгот и удовлетворением
Ограниченных местных интересов.
Бюрократия и проблемы формирования
Конституционной экономики
,-. Одним из направлений теории общественного выбо-
Экономика г к о
Fim пк ятии Ра я в л я е т с я экономика бюрократии. Законодательные
Органы создают исполнительные, а они, в свою
Очередь, — обширный аппарат для выполнения разнообразных
Функций государства, которые затрагивают интересы избирателей.
Избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном
подчинении у бюрократов (рис. 14—6).
Бюрократия развивается как иерархическая структура внутри
Государства. Она необходима в качестве стабильной организации
Для осуществления долгосрочных программ, организации, способной
Приспосабливаться к внешним изменениям. Политический
Процесс представляет собой единство прерывности и непрерывности.
Периодическое обновление законодательных органов сочетается с
Относительной стабильностью основных эшелонов исполнительной
Власти. Бюрократия помогает сохранить преемственность в руководстве,
Осуществляет контроль за оппортунистическим поведением.
Депутаты
Бюрократия
Избиратели
Рис. 14—6. Роль бюрократии
Экономика бюрократии (economics of bureaucracy) согласно
Теории общественного выбора — это система организаций, удовлетворяющая
как минимум двум критериям: во-первых, она не
Производит экономические блага, имеющие ценностную оценку,
И, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не
Связанных с продажей результатов своей деятельности. Уже в
Глава 14. Теория общественного выбора
Силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с
Интересами избирателей, она обслуживает прежде всего интересы
Различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти.
Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно
Участвуют в их подготовке. Поэтому они нередко напрямую
Связаны с группами, отстаивающими особые интересы в парламенте
Через бюрократов группы с особыми интересами "обрабатывают"
Политиков, представляют информацию в выгодном для них свете.
Бюрократия, как правило, опасается не недовольства общества
В целом, а прицельной критики со стороны групп с особыми
Интересами, которые легко могут использовать для этого средства
Массовой информации. И наоборот, в случае провала им могут помочь
Выйти из затруднительного положения опять те же группы с
Особыми интересами, с которыми они тесно связаны.
Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп,
Бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые открывали
Бы для них доступ к самостоятельному использованию разнообразных
Ресурсов. На экономии общественных благ они мало что
Могут заработать, принятие же дорогостоящих программ предоставляет
Им широкие возможности для личного обогащения, усиления
Влияния, укрепления связей с поддерживающими их группами и в
конечном счете для подготовки путей "отхода" на какое-нибудь
"теплое" местечко. Не случайно многие служащие корпораций, поработав
В государственном аппарате, возвращаются в свои корпорации