Естественные и другие монополии в рыночной экономике. Промонопольная и антимонопольная политика государства.
Виды рыночных структур:
Чистая монополия — ситуация когда на рынке работает единственный производитель или продавец продукции у которой нет близких аналогов.
Характерные черты деятельности чистых монополий:
1.Назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль.
2.Поскольку у продукции монополиста нет близких аналогов и у покупателей нет выбора, приходится либо отказаться от товара вообще или покупать по завышенной цене.
3.Продукция чистого монополиста обычно не рекламируется, поскольку единственный в своём роде товар не нуждается в ней.
4.В условиях чистой монополии существуют очень жёсткие барьеры для проникновения в отрасль других предприятий.
5.При чистой монополии, как правило, производится продукция, не отличающаяся разнообразием.
ОЛИГОПОЛИЯ - тип рынка, когда в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Олигополистические рынки обладают следующими признаками:
а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
б) дифференцированная или стандартизированная продукция;
в) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;
г) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.
Дуополия — рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от вступления на рынок других продавцов, являются единственными, кто предлагает на рынке стандартизированный товар, не имеющий близких заменителей.
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта - вид рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся множественностью конкурентов.
Монопсония - это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. В таком случае фирмы сами устанавливают цены.
Полипсония – конкуренция покупателей.
Монопольная цена —особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода.Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие и монопольно низкие.
Монопольно высокой признается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.
Монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца
Монопольной прибылью называют прибыль выше средней, получаемую монопольными компаниями в результате их особого положения на рынке.
ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.
Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.
Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:
§ прямое регулирование цен;
§ налогообложение;
§ регулирование естественных монополий.
Проблематичность практической реализации антимонопольной политики связана с тем, что она использует преимущественно экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики.
Антимонопольная политика: 1) Прямое регулирование цен.Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса. 2) Налогообложение
Степень монопольной власти, как это ни странно, можно измерять. Используются следующие показатели монопольной власти:
1. Показатель монопольной власти Лернера:
Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. L принимает значения между 0 и 1. Для совершенной конкуренции этот показатель равен 0, т.к. P =MC . Чем больше L , тем больше монопольная власть фирмы. Нужно заметить, что монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, т.к. величина прибыли характеризуется соотношением P и ATC .
2. Если мы умножим числитель и знаменатель показателя Лернера на Q , то получим формулу для вычисленияиндекса монопольной власти: , или . Таким образом, высокие прибыли в долгосрочном периоде также рассматриваются как признак монопольной власти.