Понятие и принципы технического регулирования
Техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, храпения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Законодательной основой технического регулирования в Российской Федерации является Закон о техническом регулировании. Этот закон закладывает основы радикальной реформы всей системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, а также оценки и подтверждения соответствия.
Закон о техническом регулировании направлен на гармонизацию российского законодательства с существующими международными нормами и эффективное использование накопленного опыта в области обеспечения безопасности и качества продукции странами с развитой рыночной экономикой. Согласно генеральному соглашению ВТО по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994), обеспечение безопасности продукции осуществляется посредством разработки технических регламентов, имеющих силу законов и утвержденных правительством страны - члена ВТО в соответствии с существующей в данной стране практикой утверждения законодательных актов.
К основным преимуществам технического регулирования безопасности продукции и обеспечения развития национальной экономики относят:
- повышение безопасности продукции и защиты рынка, связываемое с повышением ответственности производителей за соответствие выпускаемой ими продукции обязательным требованиям технических регламентов;
- повышение конкурентоспособности продукции. Отмена тарифного регулирования, переход на международные правила торговли, снятие излишних административных барьеров облегчат доступ на российский рынок международных поставщиков товаров и услуг, что будет способствовать развитию конкуренции. В свою очередь, российские производители будут вынуждены изыскивать дополнительные преимущества для повышения конкурентоспособности продукции;
- внедрение инноваций и современных технологий. Усиление конкуренции на внутреннем рынке будет стимулировать внедрение инноваций, замену физически устаревшего оборудования;
- расширение возможностей правового регулирования на контрактной основе и использование административных процедур. Одной из особенностей перехода от административного регулирования качества и безопасности продукции и услуг к техническому регулированию является то, что качество поставляемых товаров может быть оговорено в контракте, заключаемом с покупателем. В случае несоответствия качества поставляемого товара параметрам, оговоренным в контракте, производитель несет перед потребителем финансовую ответственность за причиненный вред и обязан компенсировать убытки;
- разработку соответствующих законодательных актов с участием всех заинтересованных сторон.
Закон о техническом регулировании осуществляет законодательное регулирование стандартизации и сертификации (подтверждения соответствия).
Реализация функций технического регулирования возложена на Росстандарт, являющийся правопреемником Госстандарта России. Росстандарт осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, подведомственные организации, а также во взаимодействии с организациями, входящими в сферу деятельности Госстандарта. В состав агентства входят 7 межрегиональных территориальных управлений, 90 федеральных государственных учреждений (ФГУ), 13 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и 7 открытых акционерных обществ (ОАО).
Техническое регулирование базируется па следующих принципах:
- применение единых правил установления требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, ее материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
- единая система и правила аккредитации1;
- независимость органов по аккредитации и по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей работ и покупателей;
- единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
- недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
- недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
- недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
- недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
- недопустимость одновременного возложения одних и тех же полномочий па два или более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства продукции, ее эксплуатации, храпения, перевозки, реализации и утилизации) устанавливаются в технических регламентах.
Цели принятия технических регламентов:
1) защита жизни и здоровья физических лиц, а также имущества физических и юридических лиц;
2) охрана окружающей среды;
3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей;
4) обеспечение энергетической эффективности.
За период действия Закона о техническом регулировании принято 25 технических регламентов. Порядок разработки и принятия технических регламентов приведен на рис. 7.1.
Рис. 7.1. Порядок разработки и принятия технических регламентов в Российской Федерации