Формирование и эволюция современной
Экономической мысли
В 50 – 60-х гг. XIX в. классическая политическая экономия потерпела банкротство, фактически отказавшись от теории трудовой стоимости – основы экономической теории К. Маркса. Действительно, разработать теорию поведения потребителя, выявить его предпочтения, опираясь лишь на классическую теорию стоимости, довольно сложно. Эту проблему выдвинули в центр анализа и попытались найти ее решение экономисты, положившие начало разработке теории предельной полезности, теории предельных величин – маржинализму. Маржиналистское направление связано с выходом в свет трех книг: «Теории политической экономии» У. Джевонса (1871 г.), «Основание политической экономии» К. Менгера (1871 г.), а также «Элементы чистой политической экономии» Л. Вальраса (1874 г.).
В отличие от представителей классической школы, основные теоретические исследования которых состояли в определении причин богатства нации и экономического роста, а также распределения дохода между общественными классами, эти авторы в последней трети XIX в. сосредоточили свое внимание на субъективно-психологических методах исследования экономических явлений, на поведении хозяйствующего субъекта, его психологии, мотивах хозяйственной деятельности.
Если у классиков исходным было изучение предложения товара и связанной с ним стоимости, то у субъективистов исходным моментом служит изучение спроса, и поэтому главной стала считаться не категория стоимости, а категория полезности. Но полезность рассматривалась не как абсолютное понятие, а как относительное, зависящее от потребностей и количества благ хозяйствующего субъекта. При этом подчеркивалось, что потребности человека безграничны в своем разнообразии, а количество экономических благ ограничено. Ценность же блага определяется его полезностью, а последняя зависит от количества этого блага. В самом этом утверждении принципиально нового ничего нет: подобное уже встречалось у древних и средневековых мыслителей. Действительно новым понятием, введенным в научный оборот австрийскими экономистами К. Менгером, Ф. Визером, Е. Бем-Баверком, явилось понятие «предельной полезности». Поэтому и основоположников этого направления называют маржиналистами («маржа» – предельный). Ценность любого блага, по их мнению, определяется той полезностью, которой обладает предельный (конечный) продукт, удовлетворяющий наименьшую потребность в нем. Предельная полезность зависит от двух факторов: во-первых, от степени потребности в данном благе, во-вторых, от его редкости (запаса).
Всякая потребность по мере ее удовлетворения насыщается, в связи с чем полезность каждой последующей единицы потребляемого блага уменьшается по сравнению с предыдущей (закон убывающей предельной полезности благ). Главный вывод этой теории – ценность любого блага измеряется величиной его предельной полезности. Рыночная цена блага образуется как равнодействующая из субъективных оценок благ покупателями и продавцами.
Одновременно со становлением маржинализма классическая политическая экономия постепенно трансформируется в одно из современных направлений западной экономической мысли – неоклассическое. Представителем данного направления является А.Маршалл (1842 – 1924 гг.) – самая яркая фигура во всей истории экономической мысли. В его экономической теории органически соединены достижения классической экономической науки (Смита, Рикардо и Милля) и маржиналистской теории (от Менгера до Вальраса). Его главный труд «Принципы экономикс» написан в 1890 г.
Маршалл А. заменил термин «политическая экономия» на «экономикс» (буквально – «экономическая теория»). По его мнению, этот термин точнее отражает предмет исследования; «экономикс» имеет основания претендовать на название точной науки; экономическая жизнь должна рассматриваться вне политических влияний, вне государственного вмешательства.
Маршалл А. предложил при изучении экономических явлений использовать функциональный метод вместо казуального (причинно-следственной обусловленности) и отказался построить монистическую (единую) теорию стоимости и цены.
В своей теории цены он объединил существовавшие до него теории спроса и предложения, а также теорию издержек производства с только что возникшей и ставшей уже популярной в конце XIX в. теорией предельной полезности. Маршалл считал, что каждая из этих теорий в отдельности страдает однородностью в толковании процесса ценообразования. В реальной жизни цена, по его мнению, есть результат взаимодействия всех факторов. Задача экономической науки – выяснить количественные связи между ними. Маршалл вводит такие понятия, как «цена спроса» и «цена предложения». Это те цены, на которых настаивают покупатели и продавцы. Свою теорию Маршалл проиллюстрировал графически, доказывая, что средняя цена определяется функцией спроса и функцией предложения.
Функция спроса выявляет количественные связи между изменениями цены и объемом спроса. Кривая спроса имеет убывающий (падающий) характер: чем ниже цена, тем выше спрос. Функция предложения выявляет количественные связи между изменениями цены и размерами предложения. Кривая предложения имеет возрастающий характер: чем выше цена, тем больше предложение. В точке пересечения кривых спроса и предложения и находится цена равновесия или рыночная цена («крест Маршалла»).
По мнению Маршалла, в основе функции спроса лежит предельная полезность, а в основе функции предложения – издержки производства товаров.
Убывающий характер функции спроса он объяснял действием закона убывающей полезности, ибо с возрастанием запасов какого-либо блага снижается цена, которую покупатель согласен уплатить за него. Таким образом, в основе функции спроса лежит психологический закон, выражающийся в оценке полезности товара для покупателя. Восходящий характер функции предложения зависит от издержек производства: чем выше издержки, тем более высокую цену требует продавец товара. Издержки также трактуются с субъективных позиций как «жертвы», «лишения», «преодоление нежелания подвергнуться неудобствам», «лишения от воздержания», а не только как материальные затраты труда и средств производства.
Таким образом, А. Маршалл, объединив три теории (спроса и предложения, издержек производства и предельной полезности), породил неоклассический синтез в экономической науке.
Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями неолиберализма и монетаризма.
Неолиберализм – направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации.
Либерализм как система взглядов ведет начало от английских классиков А. Смита и Д. Рикардо. Он основан на признании ведущей роли индивидуальной деятельности, обусловленной личным интересом. Государственное вмешательство в индивидуальную экономическую деятельность должно быть ограничено. Представители современного экономического либерализма – неолиберализма следуют двум традиционным положениям: во-первых, они исходят из того, что рынок (как наиболее эффективная форма хозяйствования) создает наилучшие условия для экономического роста, и, во-вторых, они отстаивают приоритетное значение свободы участников экономической деятельности. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия.
К неолиберализму принято относить чикагскую (М. Фридмен), австрийскую (Ф. Хайек), фрайбургскую (В. Ойкен, Л. Эрхард) школы. Сторонники неолиберализма обычно выступают против вмешательства государства в рыночную экономику.
Под монетаризмомпонимают общетеоретический подход, признающий исключительную важность денег в регулировании экономики. Сторонники монетаризма отдают приоритет особому типу кредитно-денежной политики – прямому регулированию темпов роста денежной массы и процентной ставки. Другими словами, монетаристы сводят регулирование экономики, прежде всего, к контролю над денежной массой, эмиссией денег, находящихся в обращении, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитно-банковского процента.
Развитие монетаризма ассоциируется, прежде всего, с именем нобелевского лауреата 1976 г. Милтона Фридмена (1912 – 2007 гг.). По его мнению, все крупнейшие экономические потрясения объясняются не недостатками рыночной экономики, а последствиями неверной денежно-кредитной политики. Поэтому государство должно как можно меньше вмешиваться в экономические процессы.
В 1929 – 1933 гг. разразился мировой экономический кризис, охвативший все основные страны Запада и получивший название «Великая депрессия». В эти годы промышленное производство в США сократилось почти наполовину, а армия безработных в 1933 г. составила 30 % трудоспособного населения. Весьма тяжелым оказался этот кризис и для других стран Западной Европы. Как реакция на неспособность неоклассической теории ответить на вопрос о причинах кризиса и путях стабилизации экономики появилось новое направление – кейнсианство. В основу формирования этого направления легли идеи английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса(1883 – 1946 гг.).
В 1936 г. вышла в свет основная работа Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Вместе с выходом в свет этой книги наступил конец «невидимой руки рынка», конец автоматической настройки рыночной экономики.
Работа Кейнса содержит ряд новых идей. Спервых страниц своей книги автор исследует причину кризисов и безработицы, и разрабатывает программу борьбы с ними. Кейнс, тем самым, впервые признал наличие безработицы и кризисов, внутренне присущих капитализму. Затем он заявил о неспособности капитализма своими внутренними силами справиться с кризисами и безработицей. По Кейнсу, при решении этих проблем необходимо вмешательство государства путем увеличения или сокращения совокупного спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулятора можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, если не подавлять, то сглаживать экономические кризисы. Фактически он нанес удар по неоклассическому направлению в целом, а также по тезису об ограниченности ресурсов. По мнению Кейнса, ресурсы не редкость, а переизбыток, о чем свидетельствует безработица. И если для рыночной экономики естественным является неполная занятость, то реализация теории предполагает полную занятость. Причем под полной занятостью Кейнс понимал не абсолютную занятость, а относительную. Он считал необходимым трехпроцентную безработицу, которая должна служить буфером для давления на занятых и резервом для маневра при расширении производства.
Возникновение кризисов и безработицы Кейнс объясняет недостаточным совокупным спросом, являющимся следствием двух причин.Первой причиной этого является «основной психологический закон»общества. Суть его состоит в том, что с ростом дохода потребление растет, но в меньшей мере, чем доход. Другими словами, рост дохода граждан опережает их потребление, что и приводит к недостаточному совокупному спросу. В результате возникают диспропорции в экономике, кризисы, которые, в свою очередь, ослабляют стимулы капиталистов к дальнейшим инвестициям.
Второй причинойнедостаточного совокупного спроса Кейнс считает невысокую норму прибыли на капиталвследствие высокого уровня процента. Это вынуждает капиталистов держать свой капитал в денежной форме (в ликвидной форме). Этим наносится ущерб росту инвестиций и еще более сокращается совокупный спрос. Недостаточный рост инвестиций, в свою очередь, не позволяет обеспечить занятость в обществе.
Следовательно, недостаточное расходование доходов, с одной стороны, и «предпочтение ликвидности» – с другой, ведет к недопотреблению. Недопотребление уменьшает совокупный спрос, накапливаются нереализованные товары, что и приводит к кризисам и безработице. В результате Кейнс делает вывод: если рыночная экономика предоставлена самой себе, то она будет стагнировать.
Кейнс разрабатывает макроэкономическую модель, в которой устанавливает зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в ней отводится государству.
В конце XIX – начале XX вв. капитализм свободной (совершенной) конкуренции перерос в монополистическую стадию. Усилилась концентрация производства и капитала, произошла обвальная централизация банковского капитала. В результате капиталистическая система породила острые социальные противоречия. Интересам «среднего класса» был нанесен значительный ущерб. Эти обстоятельства привели к появлению в экономической теории нового направления – институционализма. Институционализм –синтетическая школа в экономической науке, занимающаяся изучением человеческого поведения и институтов. Под институтами понимаются словесные символы для лучшего описания группы общественных обычаев. Институционализм при исследовании конкретных экономических явлений непременно учитывает связанные с ними прочие социальные факторы, такие, как национальные обычаи, традиции, культуру, образованность и прочие институты. Общественные институты считаются движущей силой общественного развития. Особый интерес институционализм проявляет к юридическим основам экономического поведения, к разработке идеи общественного контроля над предпринимательством и обоснованию необходимости планирования экономики. Институционализм имеет несколько разновидностей, в том числе: социально-психологический, социально-правовой и конъюнктурный. Яркими представителями данного направления являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, К. Митчелл.
Основоположник институционализма Т. Веблен (1857 – 1929 гг.) выступил против австрийской школы, которая рассматривала психологию индивида, противопоставляя ей психологию коллектива. Наиболее известной его работой является «Теория праздного класса» (1899 г.). В ней он отверг попытки свести поведение человека к системе уравнений и представление об «экономическом человеке» как о человеке, выступающем в качестве рационального субъекта, максимизирующего полезность.
По мнению Веблена, при принятии решений человек руководствуется врожденными инстинктами: инстинктом самосохранения и сохранения рода («родительское чувство»), инстинктом мастерства («склонность к эффективным действиям»), а также склонностью к соперничеству, подражанию, праздному любопытству.
Основное противоречие капитализма Веблен видел в противоречии между индустрией и бизнесом. К индустриалам он относил всех участников производства и, в первую очередь, инженеров и рабочих. Целью индустрии является повышение эффективности производства и увеличение богатства общества.
К миру бизнеса он относил финансистов и предпринимателей. Их целью является прибыль. Бизнес подчинил себе индустрию. Противоречие между индустрией и бизнесом является причиной всех пороков капитализма. Для переустройства общества, по мнению Веблена, необходимо передать власть технической интеллигенции посредством всеобщей забастовки инженерно-технических работников (среднего класса).
В последнее время популярность институционализма стала падать. Из отдельного направления институционализм превратился, с одной стороны, в составную часть экономической теории, с другой – в метод общего анализа процессов в реальной экономической системе. Примером второго случая можно считать современный неоинституционализм, в рамках которого возникли: экономическая теория прав собственности (Р. Коуз), теория экономической организации (Р. Коуз, О. Уильямсон, Б. Хансен), теория общественного выбора (Д. Бьюкенен, К. Эрроу) и др.
Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и придает особое значение роли трансакционных издержек.