Согласно теории индивидуализированного лидерства, лидеры способны поддерживать интенсивные взаимоотношения со всеми подчиненными и создавать благоприятную рабочую атмосферу. Лидер должен оценивать каждого человека независимо, и с каждым подчиненным устанавливать различные, но позитивные отношения (т.е. позитивные отношения в каждом отдельном случае должны принимать индивидуальную форму). |
Способы налаживания партнерских отношений
· Вовлечение подчиненных в процесс принятия решений. · Оказание поддержки подчиненным. · Обучение подчиненных. |
Стадия 4. Системы и сети
Круг отношений лидера не ограничивается только подчиненными. Лидеру необходимо налаживать конструктивные индивидуальные взаимоотношения с максимально возможным количеством людей, способных приносить пользу организации. |
Ситуационные теории лидерства
Ситуационные подходы к лидерству включают: · Ситуационная модель лидерства Фидлера. · Ситуационная теория Херси и Бланшара · Теория "путь-цель" · Ситуационная модель Врума-Яго · Подмены и нейтрализаторы лидерства |
Ситуационные подходы к лидерству описывают: · Стиль поведения лидера (ориентация на задания и ориентация на взаимоотношения). · Характеристики последователей (потребности, опыт работы, обучение, сплоченность). · Ситуационные переменные (задания, структура, система, среда). |
Четыре стиля лидерства
Значительная | Значительная ориентация на задания – незначительная ориентация на взаимоотношения · Краткосрочное планирование деятельности · Ясность заданий, целей и ожиданий · Мониторинг деятельности и эффективности | Значительная ориентация на задания – значительная ориентация на взаимоотношения · Проявление большого интереса и к заданиям, и к взаимоотношениям | |
ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАДАНИЯ | |
Незначительная ориентация на взаимоотношения – незначительная ориентация на задания · Небольшой интерес к заданиям и взаимоотношениям | Значительная ориентация на взаимоотношения – незначительная ориентация на задания · Поддержка и одобрение сотрудников · Обучение персонала · Консультирование с подчиненными в процессе принятия решения | |
Незначительная | Ориентация на взаимоотношения | Значительная | |
Ситуационные теории лидерства .
Ситуационная модель Фидлера
Ситуационная модель Фидлераопределяет степень ориентации лидера на задания и взаимоотношения и указывает стиль лидерства, соответствующий ситуации. Модель включает: · Стиль лидерства (ориентация на взаимоотношения и ориентация на задания), который оценивается с помощью шкалы LPC. · Ситуацию, которая включает три параметра (взаимоотношения между лидером и членами группы, структура задания, должностная власть). |
Модель Фидлера
Высокие | | | | | | Лидер, ориентированный на задания | | | | |
Результаты работы группы | | | | | | Лидер, ориентированный на взаимоотношения | | | | |
Низкие | Очень благоприятная | Средняя | Очень неблагоприятная |
Взаимоотношения между лидером и членами группы | Хорошие | Хорошие | Хорошие | Хорошие | Плохие | Плохие | Плохие | Плохие |
Структура задания | Жесткая | Нежесткая | Жесткая | Нежесткая |
Должностная власть | Сильная | Слабая | Сильная | Слабая | Сильная | Слабая | Сильная | Слабая |
Ситуации | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Ситуационные теории лидерства .
Наши рекомендации