Социальная экспертиза и социальная диагностика
Для проведения сильной социальной политики, ориентированной на общественные ожидания, направленной на интересы России и ее граждан, необходимо активное применение на всех уровнях принятия и контроля исполнения решений социальной экспертизы.
Социальная экспертиза — это деятельность с целью формирования мотивированного заключения по социальным проблемам, явлениям, процессам, социально ориентированным планируемым или осуществляемым решениям. Она должна проводится экспертами (специалистами, обладающими знанием, опытом, авторитетом в определенной области науки и практики) по специальным методикам. В этой связи большое значение приобретают требования к личности эксперта, включая такие их критерии, как:
• компетентность, способность решать творческие, нестандартные задачи;
• эрудиция; принципиальность и независимость;
• необусловленность собственных суждений предубеждениями и различными мнениями;
• эвристичность и интуиция; умение анализировать социальные проблемы с различных точек зрения, применять многокритериальные оценки явлений, а также учитывать реальные возможности удовлетворения социальных потребностей населения и его отдельных групп.
Социальная экспертиза осуществляется на основе социальной диагностики и экспертного прогнозирования, которые подразумевают процесс получения итогового заключения путем системного анализа информации с целью принятия решения по проблеме. Качество социального диагноза и экспертного прогноза является интегральным свойством. Это обозначает, что сформированное на их основе заключение характеризует способность удовлетворять требованиям, обусловленным назначением формируемого решения по проблеме и/или фактическим использованием.
Среди важнейших компонент заключения, полученного на основе социально го диагноза и экспертного прогнозирования, необходимо отметить следующие составляющие объективного характера: надежность, информативность, достоверность. Заключение должно отражать интересы субъекта социальных решений (полезность).
Надежность заключения включает определенный набор составляющих свойств:
• обоснованность, которая определяется как достаточностью экспертной системной информации, которая предоставляется эксперту, так и входной информацией, дополнительно используемой экспертом;
• соответствие эксперта вышеуказанным требованиям;
• независимость заключения от методов и способов его получения;
• адекватность задачам, поставленным в ходе экспертизы. Информативность — комплексное свойство, выражаемое совокупностью компонент, входящих в итоговое заключение — достигается путем решения установленных экспертом задач по определенной им проблеме/ам.
Полнота и достоверность информации, содержащейся в заключении определяются в ходе его реализации при решении соответствующей проблемы. Однако на до учесть, что итоговое заключение может быть достоверным на момент формирования заключения, но недостоверным на момент его реализации на уровне управляющего решения. Это связано с тем, что реализация управляющих решений происходит в условиях неопределенности эволюции субъекта(ов) социальных решений и процессов, влияния различных факторов, в том числе экономических и правовых. В этой связи актуальным становится временной лаг реализации решения, на основе полученного итогового заключения.
Полезность, будучи субъективным параметром, определяется заданием, устанавливаемым для эксперта, и зависит от восприятия и понимания полученной в заключении информации. Полезность характеризуется способностью удовлетворять требованиям, обусловленным назначением, дальнейшим применением и использованием итогового заключения. В значительной мере четкость и ясность заключения определяются качеством нормативно-правовых и легализованных методических критериев оценок, на основе которых выносится экспертное решение.
Основные методы, используемые в ходе социальной экспертизы:
• диалектический — метод исследования, в процессе которого происходит вы явление и осмысление фактов, событий и явлений путем отражения в сознании исследователя (эксперта) объективной диалектики самой социальной действительности. Этот метод предопределяет возможности социального прогнозирования, позволяя обнаружить причины и взаимосвязи происходящих процессов и явлений, выявить их закономерности, обозначить тенденции;
• аналитический — метод исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается детальному изучению;
• синтетический — метод исследования, суть которого в поэтапном изучении процессов и явлений от частного к общему по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве. Сначала подвергаются исследованию простейшие элементы социальных объектов, в ходе чего накапливается необходимый массив конкретного знания, информации, а потом на их основе путем логических сопоставлений и обобщений делаются заключения о состоянии исследуемого явления;
• специальные — методы исследования, характеризующиеся конкретной собственной методикой, отражающей их специфику, сферу (социальное управление, социология, психология, социальное прогнозирование и др.) и способы приме нения. Это методы статистического, структурного, ситуационного, факторного анализа, методы измерений и дифференциаций, моделирования, парных и множественных сравнений, ранжирования альтернатив и другие.
Социальная экспертиза по мере развития гражданского общества будет иметь все большее значение, прежде всего, в аспекте создания института независимой социальной экспертизы, осуществляемой по инициативе и в интересах широких общественных слоев.