Создание таможенной службы РФ
Становление таможенной службы Российской Федерации - неотъемлемая составная часть формирования атрибутов российского государства и обеспечения его суверенитета. Правовой основой и организующим началом этого процесса стал Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина "О Государственном таможенном комитете РСФСР". Эта дата отмечается как начало создания современной российской таможенной службы. Государственный таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган России. На него возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов.
ГТК России расположился в здании на Комсомольской площади. Создание ГТК определило начало трудного этапа возрождения и становления российской таможенной службы (1991 - 1993 гг.). От бывшего союзного государства Россия унаследовала крайне усеченную и ослабленную сеть таможенных органов. На ее территории осталось лишь 20 процентов действующих таможен. Общая штатная численность таможенных работников в январе 1992 г. не превышала восьми тысяч человек. Кроме того, протяженность границ, подлежащих таможенному контролю, но не оформленных в соответствии с международными правовыми нормами и технически не оборудованными, увеличилась на 13,5 тыс. км. В таких условиях возрождение системы таможенных органов России при шлось начинать прежде всего с разработки новой концепции их роли и функций в государстве, системы регулирования внешнеэкономической деятельности. Потребности становления рыночной экономики в стране и процессы либерализации внешнеэкономической деятельности диктовали задачи превращения таможенной службы в реально действующий инструмент таможенного регулирования, защиты экономических интересов и безопасности государства, исполнения доходной части федерального бюджета, освоения мировых стандартов таможенного дела. Для реализации этих задач требовалось обеспечить рациональное размещение таможен и их структурных подразделений в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и контролю. Новые идеи и подходы получили свое воплощение в программе развития таможенной службы на 1992 - 1995 гг., разработанной ГТК. Она определила приоритетное развертывание сети таможенных органов внутри страны, в крупных индустриальных центрах, а также пограничных таможенных постов и пунктов пропуска на новых участках границы. Предусматривались обеспечение таможенных органов и учреждений вычислительной техникой, программными продуктами, техническими средствами таможенного контроля и связи, а также другие меры улучшения организации и технологии осуществления таможенного дела.
Намеченная программа в основном была выполнена. Об этом свидетельствовали как динамичный рост сети таможенных органов, так и глубокие качественные изменения ее состава. Особенно результативными в этом плане были 1992 - 1993 гг. Более чем в два раза увеличилось количество пограничных таможен. Это означает, что на большей части границы таможни и пункты пропуска были созданы заново. На одну треть выросло число внутренних таможен. Значительно разветвленнее стала структура таможен за счет пятикратного увеличения количества таможенных постов. Быстрыми темпами росло число региональных таможенных управлений. За два года было создано восемь новых таких управлений. Территориально они создавались в соответствии со сложившимся делением страны на экономические регионы. В последующие годы новым звеном стали специализированные таможенные органы (оперативные таможни, акцизные посты и таможни и др.). В результате за короткий срок была создана разветвленная сеть таможенных органов и учреждений России, обеспечивающих осуществление таможенного дела на новых границах и на всей территории России. За три года существования российской таможенной службы в доход государства было перечислено более 18,5 трлн. руб. (неденоминированных).
Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона российской Федерации "О таможенном тарифе" и Таможенного кодекса Российской Федерации. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Эти законодательные акты закрепили приоритет фискально-экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля. В конце года таможенные органы были отнесены к военизированным государственным организациям. С первых шагов своей деятельности таможенная служба России активно включилась в международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики и таможенного дела. В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного сотрудничества (СТО) - ныне Всемирной таможенной организации (ВТО).Она была избрана членом Политической комиссии и Финансового комитета этой организации. Приоритетным направлением деятельности российской таможенной службы стало всемерное содействие экономической интеграции государств - участников Содружества независимых государств (СНГ), сотрудничество с их таможенными службами. ГТК России принял участие в разработке и реализации многосторонних межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи стран СНГ в таможенных делах. По его предложениям Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ, созданный в декабре 1993 г., принял ряд важных совместных документов по вопросам таможенного законодательства и унификации таможенных процедур. Таможенный кодекс содержал положения об атрибутах и символах таможенной службы, утверждаемых на государственном уровне. 8 июня 1993 года - приказом ГТК России был учрежден нагрудный знак "Отличник таможенной службы Российской Федерации". Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года ГТК России было разрешено учредить нагрудный знак "Почетный таможенник России".
20. Международное сотрудничество России в области таможенного дела
Соглашения о свободной торговле и таможенном союзе получают все более широкое распространение в странах мирового сообщества. В условиях усиления конкуренции в рамках международной экономической системы стремятся укрепить свое экономическое положение, заключая с другими странами соглашения, способствующие свободному передвижению товаров, капиталов и услуг. Большинство таких договоренностей носят международный или межстрановый региональный характер. К ним можно отнести Европейский Союз (ЕС), Всемирную торговую организацию (ГАТТ/ВТО), Всемирную таможенную организацию (СТС/ВТО), Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Центрально-европейскую ассоциацию свободной торговли, Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Содружество Независимых Государств (СНГ).
Важнейшее значение для дальнейшего развития внешнеэкономических связей России имеет ее предстоящее вступление в ВТО. ВТО (ГАТТ) – многостороннее международное соглашение об основных принципах, нормах и правилах государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц, а также одна из крупнейших международных организаций, в рамках которой происходят переговоры, консультации, неформальные контакты по выработке согласованной внешнеторговой политики; одновременно оно является международно-правовым соглашением в сфере внешней торговли и таможенного дела различных государств. В рамках ВТО заключено множество соглашений, определяющих нормы торгово-экономических отношений, накоплен огромный опыт сотрудничества государств в области таможенного дела, таможенной политики и законодательства.
Рассмотрим историю возникновения ВТО. После второй мировой войны страны мирового сообщества убедились в необходимости установления цивилизованных «правил игры» в основных сферах международного экономического сотрудничества. Вопросы регулирования валютно-финансовых отношений были решены путем учреждения Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Попытки учредить Международную торговую организацию не были успешными. Устав этой организации «Гаванская хартия» - не был принят. Однако 23 государства провели в 1947 г. переговоры и на основе ряда положений этой хартии подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и договорились о том, что это соглашение открыто для подписания другими государствами. Постепенное присоединение многих стран к Соглашению привело к тому, что оно стало фактически главной мировой организацией, обсуждающей проблемы мировой торговли и разрешающей споры торгово-политического характера между странами-участницами ГАТТ.
Основой работы этой организации до 1994 г. было проведение участниками Соглашения многосторонних торговых переговоров, так называемых раундов. Состоялось 8 таких раундов, некоторые длились несколько лет. Вначале на них рассматривались вопросы принятия взаимных обязательств по снижению таможенных пошлин, а затем и в отношении мер нетарифного регулирования международной торговли (квотирование, лицензирование и другие административные меры). Одним из результатов Уругвайского раунда (1986-1994 гг.) было создание Всемирной торговой организации (ВТО). ГАТТ стало основой ВТО и ее важнейшей составной частью в области торговли товарами. ВТО является единственной основой всемирной торговой системы. Правила ГАТТ распространялись только на торговлю товарами. ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности. Сегодня доля стран – участниц ВТО в мировой торговле товарами составляет 96%, а услугами – 98%.
В 1993 г. Россия подала официальное заявление о намерении присоединиться к ГАТТ на условиях полноправного членства. В соответствии с процедурой рассмотрения заявлений о присоединении к ВТО была создана международная Рабочая группа для переговоров с Россией, которая определила соответствие российского законодательства принципам и нормам ВТО, выработала комплекс мер и рекомендаций по ликвидации несоответствий. Вступление России в международную торговую систему окажет большое влияние на экономику страны, методы управления внешнеэкономическими связями, характер взаимодействия с мировым сообществом. Основные выгоды, которые может получить Россия от присоединения к ВТО, заключаются в следующем:
•
российские экспортеры и импортеры получат выход в унифицированное правовое пространство, опирающееся на механизм ГАТТ, а также на международно-правовую защиту в других государствах;
•
Россия получит возможность использовать для защиты свих внешнеторговых и других интересов механизм консультаций и поиска решений спорных и конфликтных ситуаций, который развивался в рамках ГАТТ более 50 лет.
Однако существуют и отрицательные моменты, которые связаны с предполагаемым вступлением России в ВТО. Положение многих российских производств будет серьезно затруднено в результате значительного снижения ставок таможенного тарифа на импорт и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок. Ощутимым будет и сокращение поступлений в бюджет за счет отмены экспортных и снижения импортных пошлин.
Экономическое и таможенное сотрудничество со странами СНГ
Содружество Независимых Государств было создано в соответствии с Беловежским соглашением об образовании СНГ и Протоколом к Соглашению от 8 декабря 1991 г., а также Алма-Атинской декларацией от 21 декабря 1991 г. В Содружество вошли 12 государств – бывших союзных республик распавшегося СССР (за исключением Прибалтийских республик). Целями СНГ как межгосударственного образования являются:
•
содействие всестороннему и сбалансированному экономическому и социальному развитию государств-членов в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственному сотрудничеству и интеграции;
•
обеспечение прав человека и основных свобод в соответствии с общепризнанными нормами международного права и документами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
•
осуществление сотрудничества между государствами-членами в целях обеспечения международного мира и безопасности ;
•
мирное урегулирование споров и конфликтов между государствами-членами.
24 сентября 1993 г. главы государств СНГ подписали Договор о создании зоны свободной торговли в качестве еще одного шага по направлению к таможенному союзу. Он предусматривает поэтапное сокращение таможенных и других сборов в рамках СНГ и создание в последующем Межгосударственного экономического совета.
Интеграционный процесс в рамках СНГ продвигается чрезвычайно медленными темпами. Количество политических деклараций, созданных аппаратных структур и подписанных соглашений несоизмеримо с реальными результатами. Политические интересы национальной бюрократии продолжают преобладать над государственными экономическими и социальными интересами. Так, в таблице представлено состояние подписания основополагающих документов и проведения внутригосударственных процедур государствами-участниками СНГ для создания зоны свободной торговли (по состоянию на 1 мая 2005 года).
8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. Одной из целей создания Союзного государства является «создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств - участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики». К исключительному ведению Союзного государства относятся следующие вопросы международного сотрудничества и внешней торговли:
•
создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств - участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
•
единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
•
единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
•
единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
•
единое законодательство об иностранных инвестициях;
•
международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
•
статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных.
В Союзном государстве действует единое таможенное пространство, в отношении которого применяются:
•
единый порядок экспортного контроля;
•
единые меры нетарифного регулирования, включая применение количественных ограничений, лицензирование ввоза и вывоза товаров, ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения ввоза и вывоза;
•
единый порядок взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз или вывоз товаров.
Итак, к сильным сторонам международного таможенного сотрудничества и возможностям его развития, прежде всего, в рамках функционирования Таможенного союза с участием России, относятся следующие:
- расширение масштабов производства за счет увеличения размеров рынка, позволяющего фирмам и отраслям использовать производственные мощности, которые не находили применения до создания таможенного союза (в первую очередь это касается железнодорожного и автотранспорта, производства электроэнергии, химической, сталелитейной и автомо-бильной промышленности);
- рост эффективности производства в результате углубления специализации и кооперирования в соответствии с законом сравнительных преимуществ. В этом направлении действует и обострение конкуренции на расширенном рынке, вынуждая предприятия принимать меры к снижению издержек производства и улучшению качества продукции, в том числе за счет применения инновационных материалов и технологий;
- активизация движения капиталов между странами-участницами в целях более рационального применения финансовых ресурсов. Отмечается увеличение притока капитала из- за пределов таможенного союза в течение и после его создания, вызванное стремлением компаний третьих стран создавать там дочерние предприятия в расчете обойти единый внешний тариф и воспользоваться выгодами свободного от торговых барьеров регионального рынка [1, C. 38 – 40];
- ускорение роста торговли между участниками таможенного союза и повышение ее доли в общем товарообороте стран-участниц. Естественно, это ускорение нельзя относить только за счет мероприятий, осуществляемых в рамках таможенного союза, но создание последнего существенно способствовало ему;
- укрепление позиций участников таможенного союза на двусторонних и многосторонних (в рамках ВТО) переговорах по торгово-инвестиционным вопросам, дающее возможность добиваться улучшения условий доступа предприятий стран-участниц на внешние рынки. В частности, наличие единого внешнего тарифа дает таможенному союзу неоспоримое пре-имущество перед зоной свободной торговли.
Среди слабых сторон и угроз следует отметить:
- уменьшение корректирующих возможностей регулирования внешней торговли стран-участниц в кризисных ситуациях в результате таможенного «разоружения»;
- усиление диспропорций в развитии отдельных регионов под влиянием оттока капиталов из менее развитых стран-участниц в ведущие страны таможенного союза, поскольку предприятия в последних технически лучше оснащены, более конкурентоспособны и соответственно обеспечивают более высокие доходы. Таким образом, либерализация торговли и инвестиций может, при отсутствии эффективной региональной политики, привести к замедлению развития периферийных районов, увеличению в них безработицы и обострению других социально-экономических проблем;
- повышение неустойчивости курсов национальных валют и их негативное влияние на передвижение внутри таможенного союза товаров, услуг и капиталов. Это влечет за собой необходимость совместного регулирования валютной сферы.
В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества, укрепления Содружества Независимых Государств и других международных и региональных организаций основные усилия ФТС должны быть нацелены на продвижение национальных интересов Российской Федерации, прежде всего в экономической сфере.
Развитие международного сотрудничества предполагает:
- расширение сети представительств ФТС России за границей;
- дальнейшее развитие двухсторонних отношений и активизацию государственного участия в международных объединениях и организациях;
- развитие индивидуальной роли российской таможенной службы в процессах экономической интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств;
- продвижение приоритетных интересов в области таможенного дела, гармонизация и унификация российского законодательства с нормами международного права и общепринятой практикой за счет активизации участия в международных институтах сотрудничества и региональных экономических объединениях;
- расширение таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;
- создание ЕАЭС – Евразийского экономического союза.
Несмотря на наличие определенных угроз и слабых сторон в развитии международного таможенного сотрудничества России, выгоды от дальнейшей интеграции на постсоветском пространстве явно превышают перечисленные выше недостатки.