Резюме. Переход к рыночным отношениям предполагает в качестве первоочередной задачи перестройку финансово-кредитной системы и формирование финансового рынка
Переход к рыночным отношениям предполагает в качестве первоочередной задачи перестройку финансово-кредитной системы и формирование финансового рынка. Основным субъектом такого рынка выступает банк. Банк - это особый тип предприятия, являющийся самостоятельным юридическим лицом, оказывающим потребителям конкретные услуги, осуществляющий передвижение своего продукта и заинтересованное в получении дохода.
Для выявления сущности банков как субъектов рынков большое значение имет их классификация по различным признакам.
Банк как торговое предприятие торгует особым товаром - деньгами, как посредническое предприятие принимает на себя большие обязательства перед различными субъектами, как объект биржи выполняет операции по купле-продаже ценных бумаг. Банк функционирует в стране на основе юридически закрепленных норм и активно осуществляет кредитную деятельность.
Банки как часть государственного механизма управления экономикой, мобилизуют разрозненные капиталы и денежные средства и направляют их на развитие отраслей, в которых заинтересовано государство.
В Республике Казахстан банковская система является двух уровневой. Первый уровень представлен центральным банком государства Национальным банком РК. Второй уровень состоит из коммерческих банков. Они являются наиболее активными участниками рыночных отношений.
Важнейшей задачей банка является реализация своей продукции на клиентурных рынках. Успешное решение этой задачи во многом зависит от степени внедрения маркетинга в деятельности банка.
Банковский маркетинг имеет специфику, обусловленную особенностями банковского продукта. Банковский продукт имеет такие особенности как: протяженность во времени, связь с деньгами, присутствие имущественных договорных связей.
Под продукцией банка следует понимать любую услугу или операцию, совершаемую банком. Выделяют основные и прочие банковские услуги.
К основным услугам относятся: депозитные, кредитные и инвестиционные операции банка. Прочие услуги банка стоят из лизинговых, трастовых, расчетно-кассовых, факторинговых операций.
Цена на банковский продукт формируется под влиянием множества факторов: конъюнктурная ситуация, возможности банка, его рыночная доля и пр. В зависимости от этого банк может использовать такие ценовые стратегии как "снятие сливок", преимущественная цена, цена лидера, скользящая падающая цена и др.
В условиях конкурентной среды продвижение продукта зависит от используемых систем доставок. Типы систем доставки банковских услуг различны: наиболее распространенными на отечественном рынке являются: малочисленные отделения банка: специализированные отделения, полностью автоматизированные отделения и пр.
Для наиболее эффективного воздействия на целевую аудиторию, привлечения клиентов банки используют типичные средства коммуникационной системы. Это личная продажа, стимулирование сбыта, реклама и мероприятия "паблисити" и "паблик рилейшнз".
Основная литература: 8 (6-12), 21 (91-93, 101-108); 24 (215,222-224), 25 (59-67, 68-77, 124-133)
Дополнительная литература:1,2,5,7,32