Анализ структур службы маркетинга в организации.
Цель работы: научить проводить анализ служб маркетинга на различных предприятиях.
Методические указания
Служба маркетинга –это конструкция предприятия, на основе которой осуществляется управленческая деятельность. Это важнейшее функциональное звено в управлении компанией, которое совместно с производственным, финансовым, торгово-сбытовым, технологическим, кадровым и другими подразделениями создает единый процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получение на этой основе прибыли.
Функции службы маркетинга
1. Комплексное изучение рынка.
2. Планирование товарного ассортимента.
3. Сбыт и распределение.
4. Реклама и стимулирование сбыта.
Цену назначает маркетолог совместно с экономистом.
Задачи службы маркетинга
1. Сбор, обработка и анализ информации о рынке, спросе на продукцию предприятия.
2. Подготовка данных, необходимых для принятия решений по эффективному приспособлению производственного, торгово-сбытового, рекламного, финансового и других потенциалов к требованиям рынка.
3. Активное формирование спроса и стимулирование сбыта.
Принципы создания службы маркетинга
1. Гибкость, мобильность, адаптивность.
2. Относительная простота структуры службы маркетинга.
3. Соответствие масштабов маркетинговой службы степени ее эффективности и объемам продаж фирмы.
4. Соответствие структуры службы маркетинга специфике ассортимента, а также числу и объему рынков сбыта.
Этапы внедрения службы маркетинга на предприятии
1. Анализ существующей организационной структуры управления предприятием.
2. Анализ функций основных подразделений предприятия и должностных инструкций.
3. Анализ внешних условий функционирования предприятия.
4. Анализ показателей хозяйственной деятельности.
5. Выбор типа организационного построения службы маркетинга.
6. Разработка организационного построения отдела маркетинга.
7. Изменение существующей организационной структуры управления предприятия и составление штатного расписания.
8. Разработка положений о службе маркетинга.
9. Подбор специалистов для работы в отделе и их обучение.
Виды служб маркетинга
Функциональная служба маркетинга
Управляющий по маркетингу
Менеджер по Менеджер по Менеджер по Менеджер по
КИР ассортименту сбыту ФОССТИС
Рис. 1. Функциональная служба маркетинга
Преимущества:
1. Простота управления.
2. Однозначное описание обязанностей каждого сотрудника.
3. Возможность функциональной специализации маркетологов как фактор роста профессиональной пригодности.
4. Конкуренция между отдельными участниками как стимул роста эффективности работы.
Недостатки:
1. Снижение качества работы при расширении номенклатуры товаров.
2. Отсутствие механизма поиска нетрадиционных видов и направлений деятельности фирмы.
3. Конкуренция между отдельными участниками - борьба за частный, а не общефирменный интерес.