Статистические методы изучения связей

Для ответа на вопрос о наличии или отсутствии корреляционной связи используется ряд специфических методов:

а) Простейший прием обнаружения связей – это сопоставление двух параллельных рядов (ряда значений факторного признака и соответствующих ему значений результативного признака).

Значения факторного признака располагают в возрастающем порядке, а затем прослеживают направление изменения величины результативного признака.

Если возрастание величины факторного признака влечет за собой возрастание величины результативного признака, говорят о возможном наличии прямой корреляционной связи. Если же с увеличением факторного признака величина результативного признака имеет тенденцию к снижению, то можно предположить обратную связь между признаками.

б) Балансовая связь – характеризует зависимость между источниками формирования ресурсов и их использование.

Источники – это пассив баланса.

Использование – это актив баланса.

Актив баланса равен его пассиву.

в) Для предварительного выявления наличия связи и раскрытия ее характера применяют графический метод, используют данные об индивидуальных значениях признака – фактора и соответствующих ему значениях результативного признака в прямоугольных координатах, строят точечный график, его называют «полем корреляции».

Точки корреляционного поля не лежат на одной линии, они вытянуты определенной полосой слева направо или наоборот.

                                                                         
    Статистические методы изучения связей - student2.ru
 
    Статистические методы изучения связей - student2.ru
      Статистические методы изучения связей - student2.ru
 
    Статистические методы изучения связей - student2.ru
      Статистические методы изучения связей - student2.ru
 
 
    Статистические методы изучения связей - student2.ru
 
  Статистические методы изучения связей - student2.ru   Статистические методы изучения связей - student2.ru   Статистические методы изучения связей - student2.ru   Статистические методы изучения связей - student2.ru   Статистические методы изучения связей - student2.ru   Статистические методы изучения связей - student2.ru   Статистические методы изучения связей - student2.ru   Статистические методы изучения связей - student2.ru   Статистические методы изучения связей - student2.ru   Статистические методы изучения связей - student2.ru   Статистические методы изучения связей - student2.ru   Статистические методы изучения связей - student2.ru
 
 
    Статистические методы изучения связей - student2.ru
      Статистические методы изучения связей - student2.ru
 
    Статистические методы изучения связей - student2.ru
 
    Статистические методы изучения связей - student2.ru
Статистические методы изучения связей - student2.ru

Рисунок 11.1 Корреляционное поле зависимости числа клиентов фирмы (у) от ее затрат на рекламу (х)

Положение каждой точки на графике определяется величиной двух признаков: уровнем затрат на рекламу и соответствующим ему числом клиентов, пользующихся услугами данной фирмы.

Здесь связь прямая, линейная.

Если одному и тому же значению признака – фактора соответствуют различные значения результативного признака, восприятие затрудняется, особенно при большом числе единиц совокупности. В таком случае для установления факта наличия связи можно воспользоваться статистическими таблицами – корреляционными или групповыми.

г) Корреляционная таблица.

Для ее построения сначала группируют значения результативного, затем – факторного признака. Факторный признак располагается в строках, результативный – в графах. Например, зависимость производительности труда от потерь рабочего времени можно показать в корреляционной таблице:

Группы предприятий по потерям рабочего времени Группы предприятий по производительности труда Всего
4 – 10 10 - 16 16 - 22 22 - 28 28 - 30
8 - 10 - - -
10 - 12
12 - 14 -
14-16 - - -
16-18 - - - - - -
Итого

Концентрация численности единиц совокупности по диагонали таблицы говорит о наличии корреляционной связи между изучаемыми признаками.

д) Метод аналитических группировок.

Строится групповая таблица (аналитическая группировка). Все наблюдения разбиваются на группы в зависимости от величины признак–фактора и по каждой группе вычисляются средние значения результативного признака.

е) Дисперсионный анализ – для характеристики тесноты связи между признаками в аналитических группировках рассчитывают эмпирическое корреляционное отношение и коэффициент детерминации.

Эмпирическое корреляционное отношение – характеризует тесноту корреляционной связи, т.е. степень ее приближения к функциональной.

Статистические методы изучения связей - student2.ru , (11.2)

где Статистические методы изучения связей - student2.ru – общая дисперсия; Статистические методы изучения связей - student2.ru – средняя из внутригрупповых дисперсий; Статистические методы изучения связей - student2.ru – межгрупповая дисперсия.

Коэффициент детерминации:

Статистические методы изучения связей - student2.ru (11.3)

Он показывает долю вариации результативного признака, вызванную действием факторного признака, положенного в основание группировки.

ж) Корреляционный анализ.

Итак, корреляция – связь, соотношение между объективно существующими явлениями и процессами. Частный случай корреляции – это регрессия. В корреляционном анализе оценивается сила стохастической связи; в регрессионном анализе исследуется форма связи, т.е. находится уравнение корреляционной связи (уравнение регрессии).

Этапы построения корреляционно-регрессионной модели:

1.Установление факта наличия связи между признаками и определение набора факторов для модели.

2.Подготовка исходной информации для проведения анализа. К формированию исходной статистической информации предъявляется ряд требований, обеспечивающих теоретическую обоснованность проведения корреляционно-регрессионного анализа:

а) выборочная совокупность исходных данных должна быть репрезентативной. Обычно считается, что число наблюдений должно превышать число факторов;

б) выборка должна состоять из статистически независимых наблюдений;

в) результаты наблюдений должны быть однородными, следовательно, из рассмотрения нужно убрать те наблюдения, которые резко отличаются от типичного уровня;

г) в анализ должны включаться показатели, имеющие нормальное или близкое к нормальному распределение;

д) если строится многофакторная модель, то в регрессионную модель не должны включаться факторы, которые связаны между собой функционально, т. к. в этом случае не могут быть получены правильные оценки параметров модели.

3.Выбор формы связи и построение уравнения регрессии.

4.Вычисление показателей, характеризующих качество построенной модели.

5.Экономическая интерпретация коэффициентов регрессии и других характеристик.

6.Вычисление показателей тесноты связи.

7.Оценка существенности корреляции.

Наши рекомендации