Организационная культура 269 3 страница

Внешняя

Среда

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
Внутренняя среда организации ресурсы, кадры, оборудование, информация, технологии...

Рис. 2.3. Объекты внешней среды деловойорганизации

организационная культура 269 3 страница - student2.ru

В число объектов и субъектов внешней среды организации входят банки, инвестиционные компании, налоговые службы, правоохранительные органы, учреждения власти, службы за- нятости, учебные заведения, общественные и политические организации, доставщики, партнеры, конкуренты, потребите- ли и клиенты и т.д.

Разумеется, приведенный здесь перечень объектов и субъек- тов внешней среды деловой организации нельзя считать исчер- пывающим. Для одних организаций он является далеко не пол- ным, а для других может быть даже избыточным. В каждом от- дельном случае требуется уточнение и конкретизация объектов и субъектов внешней среды организации. Независимо от их ко- личества любая организация, ориентированная на коммерче- скую деятельность, активно взаимодействует с внешней средой, поэтому представляет собой открытую систему.

Существенное влияние на деятельность организаций ока- зывают факторы и явления внешней среды, к которым отно- сятся:

• политические факторы, предопределяющие стабильность политической обстановки в стране;

• международные факторы, определяющие поведение ор- ганизаций на мировом рынке;

• социально-экономические факторы, характеризующие структуру экономики страны и уровень развития отдель- ных секторов рынка;

• правовые факторы, отражающие законодательную систе- му взаимодействия организаций;

• научно-технические факторы, влияющие на использование новых технологий в управлении и производстве товаров;

• природные факторы, вызывающие колебания спроса на различные виды товаров и услуг;

• культурные факторы;

• форс-мажорные обстоятельства.

Организация как элемент общественной системы имеет собственный коллектив, внутреннюю структуру и взаимосвязи или в полном смысле слова свою внутреннюю жизнь и свои

интересы. Поэтому вполне справедливо поставить вопрос о внутренней среде организации.

Внутренняя среда — это все то, что находится «внутри» организации. К внутренней среде относятся ресурсы, обору- дование, используемые технологии, кадры, информация, со- циально-психологический климат, организационная культура и имидж организации.

Ни одна организация, как элемент более сложной органи- зационной системы не может обойтись без государственного вмешательства в ее деятельность. Поэтому наиболее важными объектами внешней среды деловой организации являются го- сударственные органы.

2.4. Организация и государственная система

Рассматривая различные организации и анализируя их дея- тельность, необходимо учитывать, что в условиях рыночной экономики и конкурентной борьбы почти каждая организация представляет собой самостоятельную саморегулирующуюся систему.

В то же время любая организация является частью более общей и весьма сложной организационной системы — госу- дарства. В зависимости от проводимой на государственном уровне экономической политики осуществляется законода- тельное и нормативно-ориентирующее регулирование пред- принимательских отношений. За государством закрепляются такие функции, как:

• установление нормативных требований к содержанию и качеству предпринимательской деятельности (стандарты качества, экологические требования, санитарные норма- тивы и т.д.);

• определение процедур ведения хозяйственных дел путем выдачи лицензий, принятия документов о порядке осуще- ствления хозяйственной деятельности;

• осуществление контроля и надзора за соблюдением за- конности и предпринимательской деятельности;

• введение запретов и санкций за нарушение норм законо- дательства.

В настоящее время принято вьщелять четыре статуса орга- низаций:

• юридическое лицо, зарегистрированное в государствен- ном реестре, имеющее свою печать и расчетный счет в банке (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.д.);

• неюридическое лицо, не зарегистрированное в государст- венном органе (подразделения юридического лица, про- стое товарищество, ряд объединений организаций);

• неюридическое лицо, зарегистрированное в государст- венном органе (предприниматель без образования юри- дического лица);

• неформальная организация граждан (дружеские компа- нии, самодеятельные коллективы, гражданские семьи).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организа- циями, могут создаваться в форме хозяйственных товари- ществ, хозяйственных обществ, производственных кооперати- вов, государственных и муниципальных унитарных предпри- ятий (рис. 2.4).

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
Рис.2.4.Формыкоммерческихорганизаций

Охарактеризуем кратко приведенные на рис. 2.4. формы организации коммерческой деятельности.

Хозяйственные товарищества и общества — это коммерче- ские организации с разделенным на доли (вклады) между уч- редителями уставным капиталом.

Полное товарищество —• организация, участники которой в соответствии с заключенным между ними договором занима- ются предпринимательской деятельностью от имени товари- щества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Товарищество на вере или коммандитное товарищество

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
(название произошло от франц. — товарищество

на вере). Оно отличается от полного товарищества тем, что в нем, кроме полных товарищей, имеются один или несколько вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с дея- тельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Они не отвечают по обязательствам товарищества своим имуществом и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Акционерное общество (АО) имеет уставный капитал, раз- деленный на определенное число акций. Участники АО не отвечают своим имуществом по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью АО, в пределах стоимости принадлежащих им акций. В открытом АО участ- ники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В закрытом АО акции распределяются только среди его участников или иного заранее определенного круга лиц.

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) учре- ждается или несколькими лицами. Его уставный капи-

тал в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам, а риск убытков, связанных с деятель- ностью общества, несут в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью отличается от предыдущего тем, что все участники такого общества соли- дарно несут субсидиарную ответственность по договорным обязательствам своим имуществом в размере, кратном стои- мости их вкладов, определяемом учредительными документа- ми общества.

Производственный кооператив — добровольное объедине- ние граждан на основе членства для совместной производст- венной или иной хозяйственной деятельности, (выпуск, пере- работка и сбыт продукции, строительные и ремонтные рабо- ты, торговля, бытовое обслуживание, оказание различных ви- дов услуг), основанной на их личном трудовом и ином уча- стии. Члены производственного кооператива объединяют свои имущественные паевые взносы.

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
Унитарным предприятием признается коммерческая орга- низация, не наделенная правом собственности на закреплен- ное за ней имущество. (Унитарный — от французского слова unitaire или латинского слова — единый объе-

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
диненный, составляющий одно целое). Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распреде- лено по долям, паям, в том числе и между работни-

ками предприятия. Это имущество находится в государствен- ной или муниципальной собственности и принадлежит уни- тарному предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
В последние годы в нашей стране были созданы опреде- ленные условия для широкого развития такой наиболее дина- мичной и достаточно эффективной формы предприниматель- ской деятельности, как малые предприятия. Отличительная черта малого по сравнению с

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
крупными и средними предприятиями приспособляемость к рыночным условиям и вовлечение в него самых широких

ев населения.

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
Для определения размерности предприятий (крупные, средние, малые) используются основные количественные

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
казатели. Среди них: численность объем валовой

продукции и величина основных производственных фондов. Малыми предприятиями считаются;

• в промышленности, строительстве и на транспорте —

предприятия численностью до 100 человек;

• в науке и сельском хозяйстве — до 60 человек;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населе- ния — до 30 человек;

• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — до 50 человек.

По оценкам Комитета торгово-промышленной палаты РФ по развитию частного предпринимательства, малого и средне- го бизнеса, около 850 тыс. функционирующих в 1998 г. малых предприятий обеспечили занятостью более 6 млн. человек. С учетом временно занятых людей в малом бизнесе и членов их семей получилось, что почти 15-18% населения России на тот период были так или иначе связаны с малым бизнесом. При этом около 4 млн. физических лиц занимались предпринима- тельской деятельностью без образования юридического лица.

Правительство РФ занимается вопросами упорядочения системы государственной поддержки малого предпринима- тельства. Следует отметить, что Россия входит во многие ме- ждународные организации, осуществляющие регулирование экономического взаимодействия государственных систем на международном уровне.

В промышленно развитых странах малый бизнес постоянно получает мощную государственную поддержку. В США на малое предпринимательство выделяются ежегодные дотации из бюджета страны. Крупным фирмам, получающим государ- ственные заказы, устанавливается процент заказов, которые они обязаны передать малому бизнесу. Кроме того, осуществ- ляется государственное страхование банковских кредитов и устанавливаются налоговые льготы. Во Франции внимание государства сконцентрировано на мерах повышения квалифи- кации управленческого персонала малых фирм, а также на

создании законодательных гарантий предотвращения их бан- кротства. В Японии доля малых предприятий в правительст- венных заказах составляет около 45%.

2.5. Виды и типы организаций

В государственной системе существует большое количест- во социальных организаций, решающих самые разнообразные задачи: хозяйственные, культурные, общественные, религиоз- ные и т.д. В любой науке, в том числе и в теории организации, одной из основных задач анализа является классификация объектов, т.е. выделение множества сходных по своим свойст- вам объектов. Одновременно с выявлением сходства происхо- дит описание основных отличий.

Для различных типов организаций используются разные методы изучения их деятельности, поскольку многие органи- зации ставят перед собой существенно отличающиеся соци- альные цели. Даже при решении бытовых задач мы пользуем- ся классификацией. В зависимости от конкретной ситуации нас могут интересовать торговые организации, организации, оказывающие социальные, бытовые или медицинские услуги.

Принадлежность организации к определенной группе мо- жет определять ее отношение к органам государственного контроля, к таможенной службе, к налоговой инспекции и т.п. Традиционной классификацией является различие организа- ций по территориальному признаку или, например, по виду деятельности. Из сказанного следует, что существует доста- точно много способов разделения организаций на виды и ти- пы. Выбор конкретного способа определяется поставленной задачей или целью проводимого исследования.

Рассуждая масштабно, можно разбить организации на сле- дующие категории:

• правительственные и неправительственные,

• коммерческие и некоммерческие,

• бюджетные и внебюджетные,

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
• и хозяйственные,

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
формальные и неформальные организации.

Организации могут быть классифицированы по их отрас- левой принадлежности: транспорт, промышленность, торгов- ля, производство и переработка сельскохозяйственной про- дукции и другие направления деятельности. Различают орга- низации и по типу решаемых ими социальных задач:

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
• экономические, финансовые,

• политические,

• медицинские,

• образовательные и другие виды деятельности.

Этим далеко не исчерпываются классификации, исполь- зуемые при решении различных проблем, изучаемых в теории организации.

Рассмотрим одну из возможных классификаций социальных организаций. Принято выделять три основных вида социальных организаций:

• деловые,

• общественные,

• ассоциативные.

Деловые организации (предприятия, учреждения и т.п.). Целевой установкой таких организаций является коммерче- ская идея, в основе которой — способ получения прибыли. Они создаются отдельными предпринимателями, коллектива- ми или социальными институтами: государством, местной властью, акционерными обществами и т.д. Деловые организа- ции могут быть государственными, муниципальными, част- ными. Каждый член такой организации получает доход в виде заработной платы и других выплат. Внутреннее целевое регу- лирование деятельности в рамках организации осуществляет- ся с помощью административно-управленческого аппарата.

Общественные организации представляют собой союз ин- дивидуальных участников, объединенных общественно зна- чимой целью. В отличие от деловых (хозяйственных) органи-

заций, ориентированных на удовлетворение потребностей на- селения, общественные организации занимаются решением социальных проблем общества или проблем членов своих ор- ганизаций. Регулирование деятельности в рамках обществен- ных организаций обеспечивается совместно принятым уста- вом и соблюдением принципа выборности руководства.

Ассоциативные организации построены на основе личных симпатий, взаимной привязанности, общих интересов — это семья, круг друзей и знакомых, студенческая компания, не- формальные группы и объединения.

Приведенная классификация носит обобщенный характер. В некоторых случаях решение вопроса о принадлежности конкретной организации тому или иному классу сопряжено с определенными сложностями. Например, акционерные обще- ства, которые по характеру своей деятельности относятся к деловым организациям, используют устав и определенную систему выборности руководящих органов, т.е. принципы, ха- рактерные для общественной организации.

Особо следует отметить, что коммерческая деятельность рассматривается не как цель, а как основа целевой установки деловой организации. Например, некоммерческое медицин- ское учреждение, осуществляющее свою деятельность на ос- нове полной оплаты услуг, мы также будем относить к дело- вым организациям, поскольку оно отличается от аналогичного коммерческого учреждения только способом распределения прибыли.

На рис. 2.6. приведена классификация деловых организаций, выполненная по функциональному и целевому назначению. В соответствии с ней все деловые организации подразделяются на два основных класса: обособленные и корпоративные.

Нас будут интересовать в основном обособленные органи- зации, к числу которых относятся хозяйственные организации и учреждения. Разумеется, показанная на рис. 2.3. классифи- кация не является исчерпывающей. Приведенный здесь пере- чень деловых организаций может быть значительно расширен и детализирован.

организационная культура 269 3 страница - student2.ru

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
Типыделовыхорганизаций

Отметим три особенности деловых организаций.

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
Первая заключается в том, что основу целевых установок деловых организаций коммерческая идея. Поэтому

в своей деятельности они должны ориентироваться на дости- жение конечного результата, который, как правило, выражает- ся в денежном или вещественном эквиваленте.

Вторая особенность вытекает из того, что деловые органи- зации либо оперируют значительными материальными и де- нежными ресурсами, либо оказывают существенное влияние на управление такими ресурсами. Поэтому в их системах управления чаще всего используется жесткая иерархическая структура.

Третьей характерной чертой всех деловых организаций яв- ляется преобразование материальных или информационных ресурсов, поступающих на вход организации, и извлечение прибыли из осуществляемого вида деятельности при условии решения социально-значимых задач.

В качестве целевой установки деловой организации часто используется не одна цель, а набор целей или подцелей. Нали- чие набора альтернативных целей деятельности позволяет ор- ганизации повысить возможность выживания в условиях ост- рой конкурентной борьбы. Для этого предприятия развивают параллельные страховочные виды деятельности, чтобы в слу- чае вынужденной или запланированной ликвидации одного из направлений работ можно было бы безболезненно переклю- читься на другой вид деятельности. Подобные стратегии носят название диверсификации.

Диверсификация позволяет уменьшить риск фирмы по- средством распределения инвестиций и других ресурсов меж- ду несколькими направлениями деятельности: производством разнородных товаров и оказанием различных услуг населе- нию. Так например, в уставе акционерных обществ выделяет- ся специальный раздел, в котором оговариваются допустимые виды деятельности.

Контрольные вопросы к теме

1. Что такое «социальная организация»?

2. Приведите примеры первичных и вторичных объедине- ний.

3. Что такое харизма?

4. Как Вы представляете себе харизматические группы?

5. Назовите три определения термина «организация»?

6. Что заставляет людей объединяться в организации?

7. Охарактеризуйте мотивы, служащие исходным момен- том для создания организаций.

8. Что такое управляемая система?

9. Что такое подсистема?

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
10. Что такое динамическая развивающаяся система? Приведите пример схемы функционирования системы и

прокомментируйте его.

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
Из чего состоит внутренняя среда организации? Что входит во внешнюю среду организации?

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
Назовите объекты внешней и внутренней среды какого-

либо известного Вам предприятия,

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
существуют формы организации субъектов хо- зяйствования?

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
Какие Вам известны хозяйственные товарищества? Какие хозяйственные общества Вы знаете?

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
Чем отличается унитарное предприятие от других форм организации субъектов хозяйствования?

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
Что такое малое предприятие?

20. Назовите четыре статуса деловых организаций.

21. Какие функции закрепляются за государством при ре- гулировании предпринимательских отношений?

22. Какие виды организаций Вам известны?

23. Что представляет собой деловая организация?

24. Как строят своюдеятельность коммерческие инеком- мерческие организации?

25. Приведите примеры хозяйственных организаций.

26. Назовите особенности деловых организаций.

27. Охарактеризуйте известные Вам учреждения.

3. ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ

3.1. Системауправления организацией

Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и ком- муникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.

Управление организацией — это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или орга- низации в целом для наилучших результатов с позиций дос- тижения поставленной цели. «Управлять — значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов», — так оха- рактеризовал процесс управления Г. Файоль.

Процесс управления предусматривает согласованные дейст- вия, которые и обеспечивают в конечном счете осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяются управляющая и управляемая части. Схема взаимодействия между ними показана на рис. 3.1.

В управляющую часть входит дирекция, менеджеры и ин- формационные подразделения, обеспечивающие работу руко- водящего звена. Эту часть организации принято называть административно-управленческим аппаратом. Входным воз- действием и конечным продуктом управляющей части являет- ся информация. Управляющее звено — необходимый элемент любой организации.

организационная культура 269 3 страница - student2.ru

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
А — управляющая Б — информация об исполнении.

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
Рис.3.1. управляющей иуправляемойчастиделовойорганизации

На этом уровне принимаются управленческие решения как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономи- ческого обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели. Управленческое решение принимается с целью преодоления возникшей про- блемы, которая представляет собой не что иное, как реальное противоречие, требующее своего разрешения.

Заметим, что управленческое решение — это результат коллективного творческого труда. Оно всегда носит обобщен- ный характер. Даже когда руководитель самостоятельно при- нимает решение, то коллективный интеллект в явной или не- явной форме влияет на процесс разработки индивидуального управленческого решения.

Управляемая часть — это различные производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением про- изводственного процесса. То, что поступает на вход управ- ляемой части, и то, что является ее выходом, зависит от типа организации. Так например, если речь идет о деловой органи- зации, осуществляющей управление финансами, скажем, о банке, то на его вход поступают денежные средства или их

заменители (ценные бумаги, векселя, акции и т.п.). Выходом является информация по управлению финансовыми потоками и денежными средствами. Во многих случаях банк осуществ- ляет выплату наличных денежных средств.

организационная культура 269 3 страница - student2.ru  
Чтобы координировать действие управляемой части, необ- ходимо использовать систему научного управления, обосно- ванную Ф. Тейлором в его книге «Принципы научного управ- ления», вышедшей в свет в году. Ф. Тейлор впервые от- делил процесс планирования труда от самого труда, выделив, таким образом, одну из основных управленческих функций. Основные положения системы научного управления по Тей- лору формулируются следующим образом:

• создание научного фундамента, заменяющего собой тра- диционные, практически сложившиеся методы работы;

• отбор и обучение сотрудников на основе научных крите- риев;

• взаимодействие между администрацией и исполнителями с целью практического внедрения научно разработанной системы организации труда;

Наши рекомендации