Развитие туризма после обретения независимости
Развитие туризма в суверенном Казахстане имеет два подэтапа. Первый подэтап, который можно назвать как «Кризисный период развития туризма» (1991-2000 гг.) характеризуется максимальным сокращением объемов социального и спортивного туризма; максимальным доминированием выездного туризма над внутренним и въездным туризмом; сокращением ассигнований на развитие туризма; разрушением системы детско-юношеского туризма.
Второй подэтап названный как «Послекризисный период развития туризма» (2004 г. и до настоящего времени) характеризуется тем, что впервые за годы суверенитета показатели въездного туризма в 2004 г. превысили показатели выездного и составили 4,3 млн. и 3,9 млн. туристов соответственно, потенциал Казахстана к настоящему времени дает возможность принимать 5-6 млн. туристов в год, зарабатывая в бюджет страны более 6 млрд. долларов (приложение Г); увеличилось бюджетное финансирование туристской отрасли; составлен пилотный проект создания и развития «туристского кластера» по г. Алматы и Алматинской области.
С проведением демократических преобразований в стране, реформированием органов государственного управления, происходят большие изменения и в сфере туризма. Указом Президента Казахской ССР в августе 1991 года создано Министерство туризма, физической культуры и спорта Казахской ССР. В июле 1992 года принят Закон Республики Казахстан «О туризме». В 1993 году Казахстан стал членом Всемирной туристской организации (WTO), а в ноябре 1993 года уполномоченный орган в сфере туризма преобразован в Министерство по делам молодёжи, туризма и спорта Республики Казахстан.
В июле 1997 года туризм передан в ведение Департамента туризма и спорта Министерства образования и культуры Республики Казахстан, затем в декабре 1997 года образован Комитет туризма и спорта Министерства образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан. В июне 1999 года туризм выделен в самостоятельный Комитет туризма в составе Министерства транспорта, коммуникаций и туризма Республики Казахстан.
Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по совершенствованию структуры государственных органов Республики Казахстан и уточнению их компетенции» в октябре месяце 1999 года образовано Агентство Республики Казахстан по туризму и спорту.
Одной из характерных особенностей современного этапа развития общества является повышение техногенных факторов загрязнения окружающей среды. Это в экстремальных ситуациях приводит к экологическому кризису, в первую очередь, туристских ресурсов.
Сегодня насущной задачей является разработка новых подходов к решению задач организации экологического туризма и сохранению природной среды. Важно рассмотреть такой подход на базе комплексного решения этих задач в сложных социальных, экономических и экологических системах.
Структура туристской отрасли Казахстана постоянно меняется под влиянием колебаний спроса на туристские услуги внутри республики и за рубежом. Устойчивым сохраняется только спрос на природно-ориентированный или экологический туризм.
Причиною этого является уникальность и хорошая сохранность природных ландшафтов, расположенных в центре Евроазиатского континента, на равном удалении от всех океанов, и месте схождения флористических и фаунистических областей, миграции и перелета птиц. Эти факторы обусловили наличие на территории Казахстана значительного количества объектов экологического туризма.
Экологические маршруты предлагают отечественные туристские фирмы: ТОО «МАЛ «Хан-Тенгри ЛТД», ТОО «Экосистем», ТОО «Интурист-Акмола», ЧП Белоусов Е.М., ЗАО «Компания по туризму Яссауи», ТОО «Жибек жолы».
Анализ деятельности казахстанских турфирм, работающих на прием иностранных туристов, показал, что основными объектами экотуризма в Казахстане являются особо охраняемые территории и их составляющие в совокупности с историко-этнографическими памятниками.
В Казахстане имеются 9 государственных природных заповедников, 6 государственных национальных природных парков, 3 республиканских памятника природы, охватывающих 2,3% территории республики, более 50 государственных природных заказников, 24 государственных памятника природы с входящими в их состав уникальными природными ландшафтами, флорой, фауной и историко-архитектурными памятниками, 3 государственных зоологических парка, 7 государственных ботанических сада, 3 водно-болотных угодий международного значения, включенных в список Раамсарской конвенции. Экотуризм в Казахстане приобрел экономическую привлекательность и перспективу поддержки на всех уровнях управления. Именно поэтому в Казахстане в перспективе до 2030 года предусматривается организация еще 12 национальных парков, 17 заповедников, 65 памятников природы и 58 заказников.
Вторая группа ресурсов экотуризма включает объекты духовной материальной культуры народов, проживающих в различные исторические эпохи на территории современного Казахстана. Значительна роль племен и народов, населявших Казахстан и сопредельных государств в становлении евразийской цивилизации. Органичное сочетание природной и культурно-исторической составляющих в экологические туры повышает их содержание и увеличивает популярность. По ресурсному потенциалу и при грамотной государственной политике поддержки экотуризма Казахстан вполне может занять определенную нишу в мировом рынке туристских услуг и обеспечить устойчивое развитие как охраняемым территориям, так и слабо освоенным регионам. Одна из основных проблем развития экотуризма в Казахстане - слабо развитая инфраструктура.
Для создания необходимой инфраструктуры экологического парка, восстановления и поддержания природного баланса, необходимы инвестиции. На сегодняшний день в числе инвестиционных проектов, имеющихся в республиканском уполномоченном органе по туризму, есть несколько объектов природного туризма.
Строительство туристского комплекса «Аяк-Калкан» в Илийском районе Алматинской области (строительство комплекса гостиничных, бальнеологических, сервисных объектов). Проект предлагает областное государственное коммунальное предприятие «Орман». В плане привлечения туристов данный проект имеет смысл, так как предусматривает строительство базовых объектов туристской инфраструктуры в непосредственной близости от «поющего бархана» и каньонов реки Чарын. Строительство горного приюта «Кольсай-1»в Райымбекском районе Алматинской области. Проект предложен ТОО «Жибек жолы» и предусматривает строительство двухэтажного деревянного здания на Кольсайских озерах по трассе великого Шелкового пути. Основной объект предполагается построить на будущей особо охраняемой территории. Пример зарубежных стран показывает, что туристы, посещающие национальные парки, оставляют там до 1 млн. долларов США ежегодно.
Режим национальных парков, установленный Законом Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях», не предусматривает возможности сохранения природных комплексов, историко-культурного наследия, а также создание условий для регулируемого туризма и отдыха. Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» не может в полной мере координировать все вопросы, затрагивающие туризм, поэтому для развития экотуризма нужна собственная законодательная база.
По мнению экспертов, главную угрозу для Центральной Азии в сфере экологии представляет состояние водных и природных ресурсов и радиационное загрязнение, что вызывает ряд негативных последствий, требующих скорейшего решения. Фактором, тормозящим развитие отрасли, являлось непризнание туристской деятельности приоритетом со стороны местных органов управления, несмотря на то, что большая часть доходов от туризма поступает в местный бюджет.
Начало независимости Республики Казахстан характеризуется быстрым развитием международного туризма. В связи с появлением возможности свободного выезда за рубеж в этот период развивается преимущественно выездной туризм, доля которого в значительной степени превосходит въездной и внутренний туризм вместе взятые. На этот период приходится значительный рост количества туристских фирм. Если до 1991 года туризмом в Казахстане занимались 3 организации ("Казахский республиканский совет по туризму и экскурсиям", "Интурист", БММТ "Спутник"), то в 1994 году в Казахстане было зарегистрировано 589 туристских организаций.
На текущий момент существует множество нерешенных проблем развития туристской отрасли в республике. Объективно сложился ряд факторов, препятствующих становлению отрасли. Это прежде всего слабый менеджмент как в самой туристской индустрии, так и в смежных с ней отраслях, а также износ основных фондов имеющихся объектов туристской инфраструктуры.
До настоящего времени не рассматривались вопросы о влиянии туризма на национальную, внутреннюю и экономическую безопасность страны, а также обеспечение безопасности пребывания иностранных туристов в Казахстане.
Государственные органы по статистике не выделяли туризм как самостоятельную отрасль. Однако работа по совершенствованию учета туристских показателей проводилась в соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации. В этих целях ежегодно пересматривались формы статистической отчетности, и в настоящее время вводятся новые бланки обследования. Туризм представляет собой пример межотраслевой деятельности, что требует внедрения вспомогательного счета.
Одним из главнейших вопросов развития туристской отрасли является проблема финансирования, для решения которой необходимо:
v обеспечить соответствующий уровень государственного и частного менеджмента;
v обеспечить четкую координацию действий центральных и региональных уровней власти;
v содействовать развитию частных инициатив;
v разработать эффективную систему продвижения казахстанского турпродукта на внешние и внутренние рынки;
v принять необходимые нормативные правовые акты по вопросам инвестирования и налогообложения;
v упростить процедуры въезда иностранных туристов в Казахстан;
v сформировать информационное пространство отрасли.
Важным аспектом развития туризма в Казахстане является развитие социального туризма, в том числе детского, являющегося основой реализации прав казахстанцев на отдых и одним из главных факторов развития рынка социальных услуг.
Как показывает анализ статистики туристского рынка, с 1996 по 2000 годы наблюдается снижение всех основных показателей туризма более чем в 3 раза (приложения 1, 2). За период с 1996 по 2000 годы сложилось отрицательное сальдо по перемещению через границу туристов из числа иностранных граждан и резидентов Республики Казахстан, т.е. выезжало больше чем въезжало. Доля выездного туризма составляет 45,8 процента, внутреннего - 37,9 процента, а въездного - 16,3 процента.
Общее число обслуженных туристскими организациями туристов в 2000 году составило всего 146915 человек, что на 36 процентов меньше, чем в 1999 году.