Управление производительностью труда работников в сервисной организации
Общая характеристика сферы услуг
Сфера услуг — быстроразвивающийся сектор современной экономики. В крупных европейских странах, США и Японии в сфере услуг занято больше служащих, чем во всех отраслях, вместе взятых. Сегодня именно сфера услуг обеспечивает создание новых рабочих мест.
По различным оценкам, частный и государственный секторы сферы услуг обеспечивают от 60% до 70% валового национального продукта этих стран. Сегодня сфера услуг — это наиболее быстро развивающийся сектор международной торговли, составляющий 20% объема мирового экспорта.
В России в структуре валового внутреннего продукта сфера услуг занимала почти 50% (2001 г.), в настоящее время — около 60%.
Услуга является действием или выгодой, ее покупатель не получает права собственности на какой-либо материальный объект. Важными характеристиками услуг являются: неосязаемость, неотделимость от источника, несохраняемость, непостоянство качества.
По сравнению с производственными отраслями сфера услуг имеет отличительные особенности.
1. Потребитель (клиент) является участником процесса обслуживания.
2. Услуги не могут храниться.
3. Услуги нематериальны. Это осложняет обсуждение и оценку услуги до ее потребления.
4. В сфере услуг все действия зависят от человека и его квалификации.
5. Сложно измерить результаты предоставления и потребления услуг и оценить эффективность деятельности.
Основные моменты взаимодействия сотрудника с клиентом:
1. Целевая ориентация услуг (все услуги ориентированы на достижение определенных целей по удовлетворению потребностей клиента).
2. Целевая ориентация сотрудников (обслуживание клиента является их обязанностью, за которую они получают денежное вознаграждение).
3. В большинстве случаев обслуживание не требует предварительного знакомства клиента и сотрудника.
4. Масштаб взаимодействия клиента и сотрудника, время обслуживания непосредственно связаны с заданием и ограничены содержанием услуги.
5. Информационный обмен между клиентом и сотрудником, как правило, связан с заданием и подчинен достижению поставленной цели. Такой информационный обмен является обязательным и приоритетным.
6. Роли клиента и сотрудника точно определены. Организация их эффективного взаимодействия требует соблюдения определенных правил поведения (приветствие, учтивость и др.).
7. Возможна временная дифференциация статуса (изменение нормального социального статуса) в процессе предоставления некоторых услуг.
Управление производительностью труда работников в сервисной организации
В менеджменте сферы услуг ключевую роль траст управлениеперсоналом, формирование взаимоотношений сотрудников компании с потребителем. Особенности управления персоналом в сфере услуг состоят в том, что большинство услуг фактически зависят от действий персонала и его взаимосвязи с клиентом.
Предоставление услуг и их потребление зачастую неотделимы от источника, происходят одновременно и в одном месте. Клиент одновременно является непосредственным участником процесса предоставления услуг. В процессе его обслуживания участвует большое число сотрудников. Взаимодействие с одним из сотрудников, как правило, отличается от общения с другим, причем неудовлетворительное обслуживание нельзя оперативно «изъять» и «заменить» другим незаметно для клиента.
Каждый отдельный контакт становится для компании своеобразным «моментом истины», на основе которого клиент выносит свое суждение и оценивает услугу. В моменты взаимодействия с клиентом можно все создать или все разрушить; в связи с этим проблемы менеджеров сервисных организаций связаны со спецификой самих услуг. Управление персоналом в организациях сферы услуг требует от менеджеров пристального внимания, определенных умений и навыков по мотивации персонала.
Важным моментом в управлении персоналом сервисной организации является выявление и осознание менеджерами нужд и потребностей своих сотрудников (внутренний маркетинг), а также удовлетворение этих потребностей. Клиент не будет удовлетворен, пока недоволен сотрудник, оказывающий услугу. Поэтому мотивирование сотрудников включает в себя не только вознаграждение за труд, которое должно быть разнообразным, но и условия, оснащение рабочих мест и забота об атмосфере, в которой трудится работник.
К числу основных задач менеджмента в сфере услуг относится и управление производительностью труда работников. Низкая производительность труда — проблема, с которой сталкиваются большинство менеджеров, работающих в сфере услуг. Можно выделить несколько аспектов этой проблемы.
Во-первых, высокая степень участия клиента в процессе обслуживания создаст трудности стандартизации услуг и автоматизации самого процесса обслуживания.
Во-вторых, в предоставлении услуг большую часть составляет интенсивный труд персонала.
В-третьих, несохраняемость услуг приводит к колебаниям спроса и предложения в отдельные периоды, что вызывает избыток мощностей или их недостаток, а также отражается на падении показателей рентабельности.
Качественное обслуживание клиента зависит от мотивации и стимулирования персонала. Высокомотивированные сотрудники стремятся предоставить клиентам услуги высокого качества, в результате чего число клиентов увеличивается, а сотрудники получают удовлетворение от работы и еще более сильные стимулы.
Степень удовлетворения покупателя и его решение повторить покупку зависят от восприятия им самого процесса оказания услуги. В связи с этим разработка самой услуги и процесса ее доставки должны опираться на знание потребностей покупателя. При этом необходимо учитывать следующие особенности.
1. Покупатель — это, прежде всего, личность. Он ожидает вежливого и внимательного к себе отношения, а также предоставления ему услуги такого же качества, как и другим клиентам.
2. Покупатель физически присутствует при оказании услуги (наблюдает за ее исполнением и судит о ее качестве).
3. Поведение покупателя может оказывать заметное воздействие на процесс оказания услуг.
4. Важным участником самого процесса предоставления услуг является сотрудник организации. Как и всякий человек, он надеется на проявление учтивости со стороны клиентов и руководства организации, ожидает от них выражения благодарности за выполненную им работу, для которой у него есть необходимые знания и специальное образование.
5. Сотрудник является «лицом» фирмы. Его слова и действия воспринимаются клиентом как реализация политики руководства и организации в целом. Одновременно предполагается, что он должен действовать от имени клиента и в его интересах. Сотрудник должен демонстрировать не только профессиональные знания и необходимую компетенцию, но и навыки межличностного общения.