Цели культурной политики российского государства 4 страница
• привлечение платежеспособных клиентов;
• увеличение занятости;
• поддержка отстающих регионов с помощью увеличения доходов и занятости
там.
После того, как цели поставлены и статистическая информация собрана, она , обрабатывается и анализируется. С помощью эконом и ко-математических моделей, ', применяемых для планирования оптимального развития туризма, И с помошью ' и но го вариантных расчетов оцениваются потенциальные доходы, требуемые инве- ;' ггиции для развития инфраструктуры. Здесь также анализируется воздействие раз-)ития туризма на местное население и окружающую среду с помощью ключевых ■« «щикаторов (занятость, прибыль, доходы государства, поступление иностранной '| (ал юты).
Помимо количественного анализа, проводится и качественный анализ: > анализ рынка, организационной структуры и программы о повышении квали- 1
фикации работников. После этого составляются план развития и рекомендации 1
о проведении соответствующей политики.
После аналитической обработки предварительной информации получаются разу несколько альтернативных решений, из которых выбирается приоритетный
план развития туризма с учетом избежания риска, любого негативного воздействия на экономику, экологию и социально-культурную среду. Составление плана развития включает в себя подготовку программ организации рынка, продвижения, рационального использования земли, развития инфраструктуры, а также оценку эффективности предлагаемого плана.
Планирование развития туризма проводится на местном, национальном и международном уровнях.
На местном уровне план развития более детализирован и специализирован, чем на национальном, и существенно отличается от региона к региону. План на национальном уровне, представляя развитие туризма страны в целом, должен также учитывать специфику отдельных регионов. На международном уровне планированием развития туризма занимаются различные международные организации, чьи разработки имеют рекомендательный характер для стран-участников.
Так Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) объединяет основные индустриально развитые страны мира, которые также являются основными туристическими странами и по поступлениям от туризма, и по расходам их граждан. ОЭСР не является чисто туристической организацией и не нацелена на создание общей экономической политики для стран-членов организации, но исследует проблемы, готовит прогнозы, рекомендует методы, которые должны использоваться для составления программ наилучшего развития туризма в странах-у частицах.
Международный и внутренний туризм в каждой стране базируются на социальной политике, которая связывает планы туристического развития с планами социально-экономического развития. Поэтому важно определить цели и ресурсы политики развития туризма, оценить ее воздействие на производство, потребление, окружающую и социальную среду.
Однако надо отметить, что политика в некоторых секторах экономики, включая и туризм, часто не отрабатывается индивидуально, а интегрируется в политику других секторов экономики, например, в производственную политику, в политику платежного баланса, планирования земли и т.д.
Туристическая политика преследует экономические и неэкономические цели. К экономическим целям можно отнести, поощрение некоторых видов потребления с увеличением производства в специфических секторах, в специфических географических зонах, контроль над внешней торговлей, занятостью и нал экономическим ростом. К неэкономическим целям относятся: достижение свободы передвижения людей, возрождение природного и культурного наследия и другие.
Экономическая политика поощряет развитие туризма, применяя специальные бюджетные, денежные и фискальные меры. Бюджетные меры включают в себя государственное финансирование из бюджета, специально составленного для туризма, и имеют следующие формы:
■ займы по очень низким процентным ставкам, предназначенные для инвестирования проектов крупных туристических инфраструктур;
• субсидии, предназначенные для поощрения приоритетных направлений развития туризма.
Денежные меры применяются, в основном, для поддержки международной конкурентоспособности туристического продукта страны. Некоторые страны сни-
жают обменный курс своей валюты с помощью девальвации, оказывая тем самым стимулирующее воздействие на спрос международного туризма.
Фискальные меры — это налоговые льготы для туристических фирм, которые представляют собой освобождение от налогов полностью или частично, или снижение налогов.
Помимо экономической политики, развитие туризма поощряется и с помощью социальной политики, проводимой государством, к которой относится регулирование продолжительности рабочего дня, отпусков, профессиональной подготовки. Например, введение во Франции пятинедельного оплачиваемого отпуска оказало значительное влияние на развитие туризма страны.
Существуют значительные различия в проведении политики развития туризма между индустриально развитыми и развивающимися странами. Многие страны из первой группы уделяют большое внимание политике обновления уже существующих туристических продуктов и развитию новых ресурсов для туризма, развитию земли, защите окружающей среды и другое. Однако особое место в политике развития туризма этих стран занимает политика продвижения туристического продукта за рубежом для поощрения прибытий иностранных гостей в страну и, тем самым, оправдания тех больших инвестиций, вложенных в развитие международного туризма в стране, В отличие от развитых стран развивающиеся страны не обладают достаточными финансовыми средствами для проведения активной политики по продвижению и не могут привлечь достаточно большое количество иностранных гостей и, тем самым, получить достаточное количество средств для развития своей инфраструктуры туризма.
В последнее время в мире осуществляются определенные инициативы в сфере хшиального и оздоровительного туризма. Цель политики развития этой сферы — тредоставление возможности для наибольшего количества людей провести отпуск шутри своих стран или за рубежом И восстановить свое здоровье и трудоспособ-юсть по возможно низкой цене. В последнее время этот вид туризма становится (оступным для людей различных социально-профессиональных категорий. Их ус-|угами пользуются и пожилые, и молодые люди с всевозможными видами откло-1ений здоровья.
Социальный туризм характеризуется:
активным подключением разного рода социальных организаций (пенсионных
фондов, трудовых советов, профсоюзов и др.);
разнообразием финансовой поддержки (займы с низкими процентными ставками, субсидии, налоговые льготы и др.);
использованием достижений социального прогресса, увеличивающего уровень
жизни и стандарты здравоохранения.
Современный человек стал восприимчив к новым болезням, присущим индуст-илыгаму обществу. Это метаболические болезни, нарушения кардио-вескуляр-iro аппарата, различные психические расстройства. Путешествия в места, отли-ющиеся от привычного места среды проживания, отдых на курортах у моря, в pax или в сельской местности очень сильно воздействуют на человека и могут [лечить или предупредить разные недуги. Групповые же поездки могут оказать циальную терапию социально-изолированным людям.
ВТО в целях адаптации продуктов оздоровительного туризма к новым нуж-ч индустриального общества создал рабочую группу «Оздоровительного Ту-
ризма», которая призвана определять программы оздоровительного туризма во всем мире.
В развитии социального туризма важное место помимо ВТО занимает Международное Бюро Социального Туризма (ИБСТ), созданное в Брюсселе в 1963 г. Оно объединяет национальные туристические организации, вовлеченные в социальный туризм, в основном, из индустриально развитых стран.
5. Контрольные задания и задачи для самопроверки
Задание Лв 1. В летний период количество выезжающих из страны туристов значительно превышает количество туристов, приезжающих в страну. А в зимний период в страну приезжает немного больше туристов, чем выезжает из страны. В остальное время года туристические потоки из страны и в страну примерно одинаковы. Туризм влияет на торговый баланс страны положительно.
Дайте ответ: «Да» или «Нет»?
Задание № 2. Наиболее приоритетным направлением государственной поддержки в области туризма в России и странах СНГ в переходной период остается, а в бывшем СССР был наиболее развитым:
а) культурный туризм;
б) социальный туризм;
в) рекреационный туризм;
г) экологический туризм.
Задание JVs 3. Государственное вмешательство в туристическую индустрию страны имеет разную силу в зависимости от уровня экономического развития страны. В индустриально-развитых странах, в отличие от развивающихся стран, влияние государства относительно слабее.
Дайте ответ: «Да» или «Нет»?
Задание № 4. В 1992-ом году Испания девальвировала свою национальную валюту. Этой мерой она хотела:
а) увеличить поток выезжающих из страны туристов;
б) стимулировать инвестиции в свою туристическую инфраструктуру;
в) поддержать конкурентоспособность своего туристического продукта;
г) развивать свой внутренний туризм.
Задание J4s5. В ближайшем будущем индустрия туризма в России и других
странах СНГ может расти за счет следующей схемы: государство владеет..... , ме
стная компания (гостиничная, туристическая, транспортная, банк или другая) вла
деет .............. , а иностранная компания участвует в ................ , .......... ,........... , в дальней
шем возвращая свой........... за счет доли в прибыли.
Литература
1. Даниэльс ДД., Радеба Ли X. Международный бизнес. — М.; Дело Лтд.,!
1994 г.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб.: АО «Круна», 1994 г. ;
3. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. *
Л.Н. Красавиной. — М.: Финансы и статистика, 1994 г. '
4. Папирян Г.Л. «Международные экономические отношения: Экономика ту- ■
ризма», Финансы и статистика, 1998 г.
5. Папирян Г.А. «Международные экономические отношения: Маркетинг в ту
ризме», Финансы и статистика, 2000 г. ■
6. Папирян ГЛ. «Менеджмент в индустрии гостеприимства: Отели и рестора-^
ны». Экономика 2000 г.
7. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.: Дело, 1993 г.
Глава 3.7.
СТРА ТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЕ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
План:
1. Вводная часть
2. Конституционное право граждан на жилище
3. Государственное регулирование жилищной сферы
4. Состояние жилищной проблемы и отношение населения к преобра
зованиям в жилищно-коммунальной сфере
5. Актуальные проблемы реформирования жилищно-коммунального
хозяйства на современном этапе
6. Контрольные задания и задачи для самопроверки
7. Литература
м
/. Вводная часть
Государственная жилищная политика одно из главных направлений деятельности государственных органов в центре и на местах. Реформа в жилищной сфере среди важнейших государственных задач, требующих первоочередного решения. В реформировании жилищного сектора центральное место занимает реформа жилищно-коммунального хозяйства, в значительной степени определяющая успешность завершения процесса перехода России к рыночной экономике. Жилищно-коммунальная реформа затрагивает интересы каждого россиянина и вызывает большой общественный резонанс.
Важнейшие предпосылки успешного реформирования этой отрасли социальной сферы сегодня — равномерное распределение ответственности между уровнями государственной и местной власти;
• решение проблем финансирования;
• повышение ответственности и компетентности всех звеньев управления жи
ли щ но-ко м му н алы ю й с ферой;
• активное вовлечение населения в решение основных задач жилищно-
коммунальнойреформы.
2. Конституционное право граждан на жилище
Закрепленное в Конституции РФ право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества. От него зависят конкретные права граждан, более детально регламентированные в законах и иных нормативных документах. Законодательно закрепленные права граждан формируют их поведение и действия органов государственной власти, хозяйствующих субъектов при решении жилищной проблемы.
Формула, что каждый человек имеет право на жилище, фиксирует лишь признание минимального жизненного уровня, «необходимого для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи», в том числе в сфере обеспечения жильем. Этот постулат, как и положение, что «никто не может быть произвольно лишен жилища» лишь фиксируют минимальные права человека, закрепленные в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, представляют собой норму международного права.
Государство, присоединившееся к нормам международного права, принимает на себя обязанность удовлетворять минимальные требования по обеспечению жильем. Если же оно провозглашает себя социально ориентированным, то фиксирует в конституции и законах обязанность удовлетворять постоянно растущие потребности граждан на жилье.
Конституция Российской Федерации, принятая В 1993 г. обозначила социальную направленность государственной политики, зафиксировала новые принципы государственного устройства и правоотношений государства, граждан и отношений собственности, инициировала изменения в нормативных актах, регламентн-
реализацию современной жилищной политики. Эти изменения коснулись права собственности на жилье, на учет и распределение жилых помещений, права граждан на пользование жилищем и другие правоотношения в жилищной сфере.
Конституция РФ зафиксировала и смену принципов удовлетворения жилищных потребностей людей, закрепив переход от системы преимущественно государственной монополии на жилье (в виде государственного жилищного фонда и государственной экономической деятельности в области жилья) к системе множественности форм собственности. Появилась частная форма собственности на жилище граждан, а также частных юридических проектных и строительных организаций, жилищных банков. Возник рынок жилья.
Конституционное право на жилье выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. является фундаментальным правом. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан и они не должны противоречить ему. В зависимости от того, как определяемся его содержание, складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем в конкретной жизненной ситуации.
Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим постулатам (ст. 40 Конституции России):
• стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех
разновидностях жилищного фонда;
• улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда;
• обеспечение здоровой среды обитания, создание жилой среды, достойной ци
вилизованного человека.
Примерно такие же правовые возможности открывались и при социализме. Однако дефектом уходящей в прошлое системы была закрепленная прежней Конституцией монополия государственного, муниципального И общественного жилищного фондов. Индивидуальному жилищному фонду отводилось в городах и поселках городского типа незначительное место. Этот фонд имел место лишь в сельской местности. Его развитию, как и развитию жилищной кооперации (другой формы участия граждан в строительстве жилья). Советское государство лишь содействовало. Поскольку частная собственность была под запретом, личная собственность граждан на жилье носила потребительский правовой характер.
России в течение многих десятилетий имманентно сопутствовал жилищный кризис — результатом политики «государственного жилищного патернализма)!, государственной монополии на строительство, распределение и перераспределение жилья. Эта система за многие десятилетия своего функционирования не дала и не могла дать социального результата и решить жилищную проблему. Миллионы граждан на пршчжении десятков лет не имели возможности получить благоустроенное жильё из общественных фондов потребления. Кроме того, строительство и эксплуатация гаударственного, муниципального и общественного жилья требовали крупных, постоянно растущих бюджетных и общественных ассигнований, которых ни у государства, ни у местных Советов, ни у общественных организаций не было. Население, пролетаризированное системой ограничений его доходов, количеством и размером жилых помещений, приходящихся на одного человека или семью, парализованное организационными трудностями, было не в состоянии участвовать в массовом жилищном строительстве. Сама система подавляла всякую ини-
циативу в решении жилищной проблемы, вела к дефициту, к созданию бесконеч; ной очереди на получение государственного жилья, что искусственно стимулировало дефицит жилья.
Поворотным моментом в правовом переустройстве жилищных отношений в условиях рыночной экономики, в реализации новой государственной жилищной политики стала действующая Конституция РФ. Она отразила смену эпох, новых принципов в удовлетворении жилищных потребностей людей, обозначила переход к новой системе. Был закреплен отказ государства от монополии на собственность и экономическую деятельность в области строительства и распределения жилья, утвердила равенство всех форм собственности.
Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникла частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд. Часть 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации обозначила новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, на содействие и поощрение жилищному строительству любых форм собственности, на юридическое регулирование отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, на определение состава жилищного фонда, предназначенного для социально незащищенных слоев населения и других лиц.
Рыночные нормы жилищного права нашли свое развитие в принятых в декабре 1992 г. IV Съездом народных депутатов РСФСР измененных редакций ст. 12 и 58 Конституции РСФСР, в Законе РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (iu9! г.) и в Законе РФ «Об основах федеральной жилищной политики» (1992 г.).' Жилищные правоотношения, закрепляющие новые, рыночные связи, зафиксированы также в Гражданском кодексе Российской Федерации и государственных программах «Жилье», «Свой дом», «Сельский дом».
Особенностью рыночных отношений в реализации конституционных норм по обеспечению жильем стала самостоятельность регионов в проведении жилищной политики — на территории Российской Федерации действуют правовые акты субъектов Российской Федерации, которые используются в практике регулирования жилищных отношений на местном уровне, отражая самобытность, традиции и экономические возможности регионов в реализации конституиионных прав граж-1ан. Правовое регулирование в этой сфере вызывает особый интерес исследователи, потому что в регионах часто и активно применяются новые нормы и приемы эеализации государственной жилищной политики.
В соответствии с Конституцией РФ право на жилище реализуется гражданами 1юбыми, не запрещенными законом способами самостоятельно. Эю значит, что го-ударство не должно обеспечивать своих граждан жильем. Конституция утверждает [ищь положение, что «никто не может быть произвольно лишен жилища» (ст. 40). (месте с тем Конституция Российской Федерации 1993 г. (п. 3, ст. 40) устанавлива-т, что «малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жили-
' См.: О i приватизации жилищного фонда в Российской Федерации Закон РСФСР от 4 июля 991 г. № 1541-1; ред. от 23 декабря 1992 г. № 4199-1. // Ведомости съезда народных депутатов СФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 г. № 28. Ст959; Ведомости съезда народных депутатов Фн Верховного Совета РФ 1993 г. №2. Ст.67; СЗ РФ. 1999г. №18. Ст. 2214; Об основах феде-мьной жилищной политики: Федеральный J3K0H от24 декабря 1992 г. № 42!Я-1; рел. от21 апре-1 1997 г №б8-ФЗ. // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совсга РФ. 1993 г ; 3. Ст.99; СЗ РФ. 1997 г. № 17. Ст. 1913; СЗ РФ. 1999 г. № 7. Сг. 876.
ше, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами». Для осуществления права на жилище всем другим категориям граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления создают благоприятные условия и всячески поощряют жилищное строительство.
В новой системе жилищной политики, ни государство, ни органы местного самоуправления не аккумулируют средства населения для последующего государственного и муниципального жилищного строительства и распределения квартир, лицам нуждающимся в жилье. Каждый гражданин самостоятельно изыскивает средства, лишь в определенной мере полагаясь на систему компенсаций (субсидий) и кредитов, для приобретения или строительства жилья, как в городе, так и в деревне, не рассчитывая решить жилишную проблему за счет государственного, муниципального и общественного жилищного фондов.
Так решается жилищная проблема экономически состоятельными гражданами. Социально не защищенным гражданам предоставляются жилые помещения в соответствии с установленным законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условиях найма жилого помещения, либо за доступную квартирную плату, либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственных или муниципальных жилищных фондов, как и прежде, осуществляется без оплаты их строительной стоимости.
Конституция РФ не определяет все группы граждан, для которых сохраняется социалистическая планово-распределительная система выделения жилья. Это должно быть предусмотрено законами и специальными решениями — федеральными и субъектов федерации. Так, в ст. 9 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 4 июля 1991 г.' для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лицам: инвалидам труда, а также инвалидам детства, ветеранам войны, семьям погибших при исполнении государственных обязанностей, семьям с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающимся в улучшении жилищных условий, сохраняется порядок предоставления жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилищных фондов на условиях договора найма.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» на период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохранен ранее действовавший порядок постановки на учет и обеспечение жилыми помещениями. Гражданам, получающим жилье в нерыночных жилищных фондах, плошадь выделяется в порядке очередности с учетом имеющихся в Законе льгот. За семьями, уже проживающими по договору найма в таких домах, сохраняется право найма независимо от площади занимаемого жилого помещения.
1 См.: О приватзации жилищного фонда в Российской Федерации: Закон РСФСР от 4 июля
1991 г. № 1541-1, ред. от 23 декабри 1992 г. № 4199-1. // Ведомости съезда народных депутатов
РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1У91 г. № 2Л. Сг. 959; Ведомости съезда народных депута
тов и Верховного Совета РФ 1993 г. № 2. Ст. 67; СЗ РФ. 1999 г. № 1Я. Ст. 2214.
2 См.: Об основах федеральной жилищной политики: Федеральный закон от 24 декабря 1992 г.
№4218-1, ред. от 12 января 1996 г. №9-ФЗ; рел. от21 апреля 1997 i-.Jfe 6S -ФЗ. //Ведомости съез
да народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993 (. №З.Ст. 99; СЗ РФ. 1997 г. №17. Ст. 19131
СЗРФ. 1999 г. №7. Ст. 876.
Однако эти, оставшиеся от социалистической эпохи льготы, для значительной по численности категории граждан, в связи экономическим кризисом в стране, а большинстве регионов не реализуется даже частично.
3. Государственное регулирование жилищной сферы
Государственная жилищная политика в условиях рыночного хозяйства — это система единых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в центре и на местах в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Более высокой ступенью развития государственного регулирования является целевое программирование, т.е. комплексное использование в общих целях различных программ решения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач. В них определяется последовательность решения задач, обозначаются органы власти, ответственные за исполнение этих программ, указываются источники финансирования.
При разработке программ и осуществлении жилищной политики Российская Федерация не изыскивает каких-то оригинальных путей. Она следует проторенным курсом, учитывающим мировой опыт, тем более, что практически во всех ;транах с развитой рыночной экономикой реально осуществляются подобного роза целевые программы. Как правило, ответственными за целевое планирование и целевое программирование являются государственные учреждения, разрабаты-)ающие программы и осушествляющие контроль за их реализацией. Программи-ювание преобразований в жилищной сфере позволяет использовать все средства осу дарственного регулирования и избежать противоречивости и несогласованно-гги мероприятий отдельных государственных органов в центре и на местах.
Постановлением. Правительства РФ «О федеральной целевой программе [Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выез-каюших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»1, подго-овленной в 1995 г. решалась проблема строительства жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера в связи со свертыванием производственных рограмм по освоению Северных природных ресурсов. В соответствии с реализа-,ией этой программы предполагалось создавать нормальные жилищные условия ля бывших работников Севера.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации разработана в 996 г. федеральная целевая программа «Свой дом»2. Реализация федеральной це-
См.. О федеральной целевой программе «Строительство на территории Российской Фелера-лн жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местно-ей»: Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 700 и О жилищных субсидиях ipa-цанам, выезжающим щ районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей едеральный закон от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ. /JC3 РФ. 1998 г. №31. Ст. 3809.
2 См.: Федеральная целевая профамма «Свой дом»: Постановление Правительства РФ or ' июня 19% г. № 753. //СЗ РФ. 19% г. №29. Ст. 7283.
левой программы «Свой дом» должна была создать организационные, правовые и финансовые предпосылки для ускоренного решения жилищной проблемы, обеспечения всех категорий граждан доступным жильем за счет разработки и применения механизмов долгосрочного кредитования застройщиков, обобщения и использования опыта, накопленного субъектами РФ, по привлечению средств населения, развития малоэтажного строительства. Источниками финансирования должны были стать средства федерального и местных бюджетов, внебюджетные средства. В программе признано целесообразным расширение строительства индивидуальных жилых домов по новым технологиям с учетом того, что стоимость 1 кв. м. жилья не будет превышать среднего двух месячного дохода на душу населения в субъектах федерации.
Реализация этой программы отягощена отсутствием достаточных финансовых средств в бюджетах всех уровней, недостаточно эффективным привлечением и использованием в жилищной сфере личных сбережений граждан, не отработанностью основных элементов финансово-кредитного механизма программы «Свой дом», и в первую очередь, системы ипотечного кредитования — важнейшего направления в решении жилищной проблемы практически всех слоев населения. Программа реализовывается в незначительных объемах и в основном за счет средств местных бюджетов и средств, привлекаемых из внебюджетных источников.
Государственная поддержка отдельных категорий граждан, перед которыми государство в соответствии с существующим законодательством имеет определенные обязательства, — военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, северяне, вынужденные переселенцы, граждане, пострадавшие от аварий и стихийных бедствий и некоторые другие группы населения, — осуществляется специальными федеральными программами по обеспечению их жильем. За последние годы количество граждан этой категории, нуждающихся в жилье, увеличилось.