Это последствия влияния проекта решений Евразийской экономической комиссии на условия ведения предпринимательской деятельности
Речь к ВКР
Здравствуйте, уважаемые члены комиссии. Моя тема выпускной квалификационной работы называется «Практика применения таможенной процедуры временного ввоза на примере Балтийской таможни», и посвящена разбору таможенной процедуры временного ввоза и её проблематики на Балтийской таможне.
Слайд 2
Актуальность темы обусловлена двумя факторами:
1) Выгодой, которую получают участники ВЭД, так как временный ввоз позволяет частично или полностью освободиться от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.
Так же выгода определяется тем, что в нынешний экономический кризис, покупать товары, например, такие как строительную технику или выставочные комплексы слишком дорого, это еще подпитывается и нынешним курсом валют. Однако, подобного рода товары можно взять в аренду, поместив их под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), тем самым снизив затраты. Особенно это актуально в преддверии чемпионата мира по хоккею в мае 2016 и чемпионата мира по футболу в 2018 году, которые будут проходить в нашей стране.
2) Целесообразность, которая определяется потребностями развития торговых и других форм международного сотрудничества, которое в последнее время является весьма напряженным со многими странами. позволяет снять препятствия для развития экономических, культурных, гуманитарных связей с зарубежными странами. В то же время соображения защиты национальной экономики, обеспечения безопасности страны требуют установления четких правовых рамок использования данной таможенной процедуры.
Слайд 3
Целью исследования дипломной работы является анализ практики применения таможенной процедуры временного ввоза на примере деятельности Балтийской таможни Северо-Западного таможенного управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовую базу по регулированию таможенной процедуры временного ввоза (допуска) на таможенную территорию ЕАЭС;
- рассмотреть каковы ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезёнными товарами;
- выявить основные проблемы, возникающие при временном ввозе;
- на основании выявленных проблем, сделать предложения по их оптимизации и минимизации;
- дать оценку предложениям.
Объектом исследования является сама таможенная процедура временного ввоза.
Предметом исследования является практика применения временного ввоза товаров и транспортных средств на территорию Российской Федерации через Балтийскую таможню.
Слайд 4
На слайде 4 представлена структура выпускной квалификационной работы, на котором изображено, что именно описывает каждая глава.
Первая глава раскрывает нормативно-правовую базу, регулирующую временный ввоз. А также теоретический материал, косаемый целесообразности и порядка перемещения временно ввозимых товаров.
Вторая глава описывает особенности декларирования временного ввоза, особенности временного ввоза культурных ценностей, а также порядок завершения и иных таможенных операций, связанных с временным ввозом товаров.
Третья глава описывает основные проблемы таможенной процедуры временный ввоз как на Балтийской таможне, так и общие. В главе даны пути решения поставленных проблем и оценка данных решений.
Слайд 5
Как гласит Таможенный кодекс Таможенного Союза, Временный ввоз (допуск)– таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
Слайд 6
Таможенная процедура временного ввоза регулируется рядом документов, основными из которых являются: ТК ТС, ФЗ-311, Конвенция о временном ввозе и иные документы, такие как Конвенция АТА, письма и приказы ФТС, распоряжения КТС и другие. 1!
Слайд 7
Стоит взять во внимание, что таможенная процедура хоть и предполагает полное освобождение от уплаты ввозных пошлин, но не все товары могут полностью освободится от них. Решение о полном освобождении временно ввезенных товаров от обложения ввозными пошлинами и налогами принимается правительством либо установлены Перечнем товаров, освобожденных от уплаты пошлин при временном ввозе.
- Например, полностью освобождаются товары, которые ввозятся на срок не превышающий одного года.
- Контейнеры и иная многооборотная тара
- Товары, временно ввозимые в целях оказания содействия внешнеэкономической деятельности и международному сотрудничеству
- Товары, временно ввозимые для целей применения в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма
- Товары, ввозимые для оказания международной помощи
Так как временный ввоз говорит сам за себя, что товар находится на нашей таможенной территории временно, то стоит уделить внимание срокам временного ввоза.
В ТК ТС срок устанавливается в пределах до двух лет.Однако существуют и исключения.
Например, все культурные ценности, которым более 100 лет, ввозятся временно со сроком до 5 лет
Также, свыше двух лет сроки временного ввоза можно продлевать для тех товаров, которые классифицируются как основные производственные фонды (и остаются при этом в собственности иностранного лица). Например, для оборудования срок временного ввоза (с частичным условным освобождением от уплаты ввозных пошлин, налогов) чаще всего устанавливают в 34 месяца. По расчетам, именно такое время погашается сумма начисленных таможенных платежей, как если бы пришлось их выплачивать при выпуске товаров в свободное обращение сразу после ввоза товаров в Россию.
Не следует забывать, что сроки временного ввоза для отдельных товаров может устанавливать правительство. Так, для большегрузных автомобилей, используемых только в международных перевозках, сроки временного ввоза были установлены правительством на весь период их эксплуатации. И, соответственно, у таможенников при такой формулировке возникли трудности с определением этих сроков, потому что автомобили, в зависимости от качества дорог, уровня технического обслуживания и прочих условий, могут эксплуатироваться девять лет, а могут только три года.
Из сообщений перевозчиков известно, что большегрузные автомобили (с учетом наших дорог) приходят в непригодное для осуществления международных перевозок состояние, как правило, лет через шесть (фирмы-изготовители определяют сроки эксплуатации в 8-10 лет).
Слайд 8
На слайде 8, я показал основные особенности при заполнении граф в ДТ.
При таможенном декларировании товаров в таможенной процедуре временного ввоза (допуска) в качестве таможенной декларации в государствах – членах ЕАЭС используется декларация на товары.
При таможенном декларировании товаров в таможенной процедуре временного ввоза (допуска) в качестве декларации на товары могут быть использованы транспортные (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в порядке, определенном Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары,утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263.
Либо Карнет АТА, который является международным таможенным документом, заменяющий таможенные декларации и позволяющий осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров. 2!
Если разбирать особенности при заполнении ДТ, то изменения составляют всего пару граф.
1) Графа 1. «Декларация»
В первом подразделе графы указывается символ «ИМ».
Во втором подразделе графы указывается код заявляемой таможенной процедуры в соответствии с Классификатором таможенных процедур (процедура временного ввоза имеет код 53).
2) графа 24 «Характер сделки»
В первом подразделе графы указывается трехзначный цифровой код характера сделки в соответствии с Классификатором характера сделки.
Для временного ввоза, это обычно поставка товаров, предназначенных для проведения выставочных мероприятий (024), либо передача товара в аренду или лизинг (040, 041-049).
Во втором подразделе графы указывается двузначный цифровой код особенности внешнеэкономической сделки в соответствии с Классификатором. Как правило 00 - без особенностей. Третий подраздел графы не заполняется.
3) графа 37 "Процедура"
В первом подразделе графы указывается составной код, который формируется по следующей схеме:
элемент 1 - двузначный код заявляемой таможенной процедуры в соответствии с Классификатором видов таможенных процедур;
элемент 2 - двузначный код предшествующей таможенной процедуры в соответствии с Классификатором видов таможенных процедур, если декларируемые товары ранее были помещены под иную таможенную процедуру, либо указывается два нуля "00", если декларируемые товары ранее не были помещены под иную таможенную процедуру.
Во втором подразделе графы указывается трехзначный код особенности перемещения декларируемых товаров в соответствии с Классификатором особенностей перемещения товаров.
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Слайд 9
Что касается проблематики темы исследования, то я разобрал 3 проблемы, с которой сталкивается Балтийская таможня.
Это последствия влияния проекта решений Евразийской экономической комиссии на условия ведения предпринимательской деятельности.
Проблема выявлена в ходе анализа правоприменительной практики совершения таможенных операций в отношении транспортных средств международной перевозки и заключается в необходимости установления особенностей совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием в качестве ТСМП морских контейнеров, зарегистрированных в иностранных государствах и прибывших на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом, которые перевозятся по таможенной территории ЕАЭС, для доставки находящихся в них товаров конечному получателю на таможенной территории ЕАЭС.
По имеющейся в ЕЭК информации, в ряде случаев указанная выше перевозка контейнеров рассматривается как «внутренняя» в соответствии с положениями статьи 344 Таможенного кодекса Таможенного союза, что влечет за собой увеличение издержек участников ВЭД, ухудшение условий осуществления международных грузоперевозок с использованием контейнеров, усложнение порядка таможенного декларирования контейнеров.
Это означает, что приходится помещать такие контейнеры под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) путем представления декларации на товары, а также завершать такую процедуру помещением контейнеров под таможенную процедуру реэкспорта и вывозить их с таможенной территории ЕАЭС в соответствии с положениями главы 32 Таможенного кодекса Таможенного союза «Таможенная процедура таможенного транзита»3!
Слайд 10
Как эту проблему можно решить?
Проектом решения Коллегии ЕЭК закрепляется возможность таможенного декларирования морских контейнеров, зарегистрированных в иностранных государствах и прибывших на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом, которые перевозятся по таможенной территории ЕАЭС, в качестве ТСМП. Данное изменение позволит нормативно регламентировать и сформировать единый подход к совершению таможенных операций, связанных с таможенным декларированием морских контейнеров, что, в свою очередь, окажет позитивное воздействие на рынок указанных грузовых перевозок и приведет к минимизации временных затрат и финансовых издержек соответствующих субъектов предпринимательской деятельности.
В настоящее время отсутствует единая правоприменительная практика. В ряде случаев морские контейнеры помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), что требует больших затрат и специальных знаний участника внешнеэкономической деятельности.
Данная проблема является специфической, возникающей в ходе применения конкретной таможенной процедуры. При подготовке проекта решения Коллегии ЕЭК была изучена практика государств – членов ЕАЭС и рассмотрены предложения перевозчиков и таможенных органов государств – членов ЕАЭС (обсуждались на заседаниях Консультативного комитета по таможенному регулированию ЕЭК и Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза).
Ожидаемый результат регулирования:
1)ускорение проведения таможенного контроля при перемещении ТСМП и совершения таможенных операций через таможенную границу ЕАЭС;
2) развитие международных грузоперевозок в морских контейнерах с использованием водного транспорта;
3) снижение временных затрат и финансовых издержек перевозчиков и экспедиторов, а также иных заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности.
Слайд 11
2) Затруднения, возникающие при временном ввозе материалов для лабораторных и научных исследований. Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и научными организациями проанализировало информацию и выделило следующие основные проблемы.
Первая – длительные сроки получения лицензий (разрешений) на ввоз материалов. Разрешительная система выстроена таким образом, что на практике лицензию (разрешение) на ввоз товаров необходимо получать на каждую внешнеторговую сделку, указав для этого точное описание и количество товаров, при этом срок действия лицензии (разрешения) не может превышать одного года. При том что временный ввоз может превышать этот срок до двух лет. Хоть временный ввоз и освобождает товары от мер нетарифного регулирования, следовательно лицензии не требуются, они будут требоваться в случае разногласий при классификации товаров.
Вторая – необходимость получения подтверждений для таможенных органов о неприменении запретов и ограничений к товарам от администрирующих такие запреты и ограничения федеральных органов исполнительной власти или аккредитованных при них коммерческих организациях.
Третья – объективно сложные правила классификации материалов в виде реагентов и других продуктов химии. Отсутствие методик и рекомендаций, необходимых для декларирования таких товаров с указанием кода по ТН ВЭД ЕАЭС при ввозе товаров, являются серьезным препятствием для того, чтобы их можно было заказывать и получать в короткие сроки, обусловленные процессом проведения научно-исследовательских работ.
Слайд 12
В целях комплексного решения имеющихся проблем и упрощения порядка временного ввоза материалов для научных и научно-исследовательских организаций Минэкономразвития России считает целесообразным подготовить и принять план действий (дорожную карту) по реализации мер, направленных на упрощение ввоза материалов для научных организаций.
Дорожная карта может включать пять ключевых блоков мероприятий.
Во-первых, изменение системы лицензирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности для упрощения ввоза материалов научными и научно-исследовательскими организациями.4!
Во-вторых, создание и ведение уполномоченным органом общедоступной единой базы данных, включающей сведения о наименованиях материалов, их характеристиках, производителях, классификации по ТН ВЭД, а также сведения о заключениях органов, администрирующих запреты и ограничения, о применении (неприменении) к материалам запретов и ограничений на ввоз.
Использование данной системы позволит, в частности, исключить случаи требования таможенными органами дополнительных заключений о неприменении установленных ограничений на ввоз (вывоз) к товарам, включённым в единую общедоступную базу данных о материалах, к которым не применяются запреты и ограничения[1].
В-третьих, мероприятия, направленные на продолжение начатой ФТС России работы по созданию специализированных таможенных органов, персонал которых обладает квалификацией, достаточной для самостоятельного соотнесения действующих запретов и ограничений на ввоз товаров с характеристиками ввозимых материалов, в целях проведения необходимых контрольных мероприятий.
В-четвертых, создание и поддержание в актуальном состоянии сборника разъяснений по классификации материалов в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, особенно реагентов и других подобных товаров.
Слайд 13
3) Еще одной проблемой для Балтийской таможни является невозможность отследить как используется товар. То есть, информацию, которая нужна таможенному органу - не получить.
Конечно, существует форма отчетности о выполнении требований и условий временного ввоза, но она содержит информацию, которую таможенный орган и так уже знает.
Слайд 14