Тема: Географические особенности России

Задание для подготовки к семинару.

1. Изучить Конституцию России. Гл. I статьи 1, 4, 9, 12. Гл. III статьи 65, 66, 67. Работа выполняется письменно.

2. Гимн России.

3. Работа с картой: анализ государственной границы России. Заполнение таблицы.

4. Составить словарь опорных понятий по теме.

План проведение семинара.

1. Понятие «производительные силы общества» и объективные причины их развития и размещения. Оценка уровня развития производительных сил России в современных условиях.

2. Физико-географическое положение России и его оценка.

3. Экономико-географическое положение России и его оценка.

4. Геополитическое положение России и существующие проблемы.

5. Что представляют собой и чем обусловлены закономерности размещения ПС?

6. Дайте характеристику важнейшим закономерностям размещения ПС.

7. Что представляют собой принципы размещения ПС? Характеристика принципов, реализующих основные закономерности размещения ПС.

8. Общая характеристика факторов размещения производительных сил.

9. Характеристика отраслей промышленности по степени влияния различных факторов. Примеры.

Семинар 2(2 часа).

Тема: Общие условия и особенности размещения производительных сил России

Задания для подготовки к занятию.

1. Конспект Послания Президента Законодательному собранию 12.2010 г. (вопросы, касающиеся демографической ситуации).

2. Изучение лекционного материала и соответствующих разделов учебного пособия.

3. Выучить административно-территориальное устройство России:

– основные виды административных единиц, их количество;

– состав каждого ФО.

4. Выполнить задание на контурной карте «Федеральные округа России» (отметить границы страны, ФО, отметить административный центры).

5. Составление словаря опорных понятий по теме (письменно в тетради для самостоятельной работы).

План проведения занятия:

1. Природные условия и ресурсы и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

1.1. Теории взаимодействия природной среды и общества и их критическая оценка.

1.2. Понятийный аппарат: «природные условия», «природные ресурсы», «географическая (природная) среда», «природно-ресурсный потенциал».

1.3. Понятия: ресурсообеспеченность, классификации природных ресурсов по разным признакам.

1.4. Измерение запасов природных ресурсов.

2. Понятие «Федеративное государство».

2.1 Административно-территориальное устройство России.

2.2 Образование федеральных округов и их назначение.

3. Население и трудовые ресурсы России.

3.1. Роль демографических факторов в развитии и размещении производительных сил.

3.2. Анализ основных демографических показателей: численность населения, естественное и механическое движение по ФО и субъектам РФ.

3.3. Расселение населения: плотность населения, основные формы расселения.

3.4. Понятие «трудовые ресурсы», «экономически активное население». Анализ возрастной структуры населения России.

Семинар 3(2 часа).

Тема: Отраслевая структура народного хозяйства России

Задание для подготовки к семинарам.

1. Изучить лекционный материал по теме и соответствующие разделы учебных пособий.

2. Составить словарь опорных понятий по теме.

3. Проанализировать распределение экономически активного населения: а) по отдельным отраслям экономики; б) по предприятиям с разной формой собственности (см. предыдущую тему).

4. Конспект статей по одной из предложенных проблем: «структурная перестройка экономики», «модернизация экономики», «инновационное развитие».

План проведения семинара:

1. Понятие ЕНХК, его составные части, взаимосвязь в ЕНХК.

2. Отраслевая структура современной экономики:

а) производственная сфера;

б) непроизводственная сфера.

Удельный вес отраслей в структуре экономики, удельный вес экономически активного населения, занятого в отраслях.

3. Секторальная структура экономики.

4. Понятие «инфраструктура» и ее назначение.

5. В чем отличие отраслевой структуры экономики России от структуры высокоразвитых постиндустриальных государств.

6. Сформулируйте стратегию социально-экономического развития России в условиях глобализации.

7. Приведите примеры наметившихся изменений в структуре экономики России (по материалам самостоятельного изучения литературы).

Семинар 4 (4 часа)

Наши рекомендации