Зарождение и развитие вексельного законодательства
Вексель как правовой институт и финансовый инструмент со всем многообразием его экономических функций формировался в течение продолжительного времени. Поэтому очевидно, что без исследования истории векселя и правового регулирования вексельных отношений невозможно правильно понять его экономико-правовую сущность.
Первые труды, исследовавшие вопросы возникновения и распространения векселя, появились уже в XVI-XVII вв. Их авторами были так называемые камбисты – Бенвенутти Стракка, Сигизмондо Скаччиа, Рафаэль де Турри. В дальнейшем исследованию данного вопроса уделяли внимание большое количество авторов, выдвигавших различные теории происхождения векселя и вексельных операций. Анализ таких работ позволяет комплексно оценить данные теории и провести их классификацию, попытки осуществления которой предпринимали многие русские ученые – от дореволюционных (И.Г. Табашников и Г.Ф. Шершеневич) до современных (С.М. Бервено, В.Л. Яроцкий, А.В. Демковский и др.)[1]. Согласимся с мнением С.З. Мошенского о том, что наиболее логичной является классификация теорий происхождения векселя в порядке их возникновения, поскольку этот порядок отображает развитие научных представлений о предпосылках развития вексельных операций[2].
Еще в XVI-XVII вв. в произведениях упомянутых выше камбистов впервые была высказана мысль о том, что вексель нельзя рассматривать как изобретение отдельного человека или народа. Вексель, а точнее, его прототипы (в различных формах и под разными названиями), существовал везде, где осуществлялись торговые операции, так как торговля, какой бы простой она ни была, всегда нуждалась в использовании кредита и определенного инструмента, в большей или меньшей степени соответствующего современному пониманию векселя. Рафаэль де Турри сравнивал возникновение векселя с великим множеством мелких ручьев, не имеющих названий и сливающихся воедино, образуя при этом одну полноводную реку[3]. Такой подход в целом разделял впоследствии (XIX в.) и Ф.-А. Бинер, а В. Эндеман отмечал, что теории, приписывающие изобретение векселя отдельному лицу, народу или городу, искажают исторические факты и поэтому не представляют научной ценности.
Однако, в XVII-XVIII вв. представления относительно происхождения и распространения векселя заметно изменились. В указанный период появились несколько теорий, больше походящих на легенды. Согласно одной из них, изобретение векселя приписывали евреям, которые в средневековой Европе подвергались преследованиям и многократно, на протяжении нескольких столетий, изгонялись из Франции, Испании, Португалии и других стран. Бывшие в подавляющем большинстве своем торговцами и коммерсантами, изгнанные с прежнего места жительства евреи нашли способ переводить свои капиталы с помощью специальных тайных писем, составленных в кратких и точных выражениях и передававшихся через иностранных купцов. Распространению данной легенды активно способствовал Жак Савари (работа «Совершенный негоциант»). Позднее Вернер Зомбарт в книге «Евреи и капитализм» (впервые издана в 1911 г.) высказал предположение, что именно евреи сумели подчинить хозяйственную жизнь торговым операциям, а также изобрели вексель и биржу. Причиной использования векселя евреями в средневековой Европе В. Зомбард видел необходимость сохранения тайны и анонимности в финансовых операциях, и именно в форме векселя долговое обязательство освободилось от каких-либо личных отношений[4].
Еще одна легенда о происхождении и (в большей степени) распространении векселя связана с Крестовыми походами. В соответствии с ней вексель возник из-за необходимости пересылки в папскую казну огромных ценностей, захваченных крестоносцами, а также в связи с деятельностью ордена тамплиеров, накопившего после Крестовых походов большие богатства и начавшего заниматься кредитной деятельностью[5]. По количеству и объему кредитных операций орден тамплиеров, бесспорно, находился на первом месте среди других орденов (тевтонского, францисканского, иоаннитского), а к концу XII в. он представлял собой крупнейшее банковское учреждение в Европе с двумя центральными конторами в Париже и Лондоне. Использование тамплиерами векселей было обусловлено необходимостью перевода денег из одной коммандории (провинции, находящейся под влиянием ордена) в другую[6].
Приблизительно в тот же период (XVII-XVIII вв.) в работах немецких авторов (К. Эйнерт, Ф. Либе, и др., в XIX в. – М. Нейман) высказывались мысли, что вексель был изобретен в средневековье купцами и менялами почти одновременно в разных европейских странах, пытавшимися с помощью векселей избежать ограничений своих коммерческих интересов, налагавшихся церковью. Средневековое христианство любой способ обогащения, кроме простого труда, считало греховным, особенно это касалось кредита под проценты. Проценты же, подлежащие оплате за кредит по векселю, позиционировались как плата за перевод денег из одного места в другое, с чем уже не могла не согласиться церковь.
И, наконец, одна из наиболее ранних научных теорий (1-я пол. XIX в.) происхождения векселя принадлежит Ф.-А. Бинеру, считавшему, что вексель первыми начали использовать итальянцы. Данной теории впоследствии придерживался именитый русский исследователь И.Г. Табашников. По мнению В.В. Ильина, вексель как средство оформления сделки размена монет (валют) с переводом денежной суммы в другое географическое место появился именно в средневековой Италии, которая в то время была центром торговли и Европы, и Востока.
Необходимо упомянуть и о теориях античного, китайского и арабского происхождения векселя. Впрочем, по устоявшемуся в современной науке мнению, на самом деле в Древнем Мире возникли не векселя, а разные виды письменных долговых обязательств, бывшие отдаленными его прототипами. Что же касается кредитных документов, получивших распространение в Китае в VIII в. (фейцянь) и Арабском халифате в X-XII вв. (суфтаджа и хавала), их, с определенной долей условности, можно считать аналогами векселя, поскольку, несмотря на детальную разработанность, они все же основаны на иных системах права, существенно отличающихся от западноевропейских[7].
Таким образом, возникновение векселя нельзя связывать с отдельной страной или временем и необходимо рассматривать как закономерное следствие развития торгово-экономических отношений. Несмотря на длительную предысторию вексельных операций, большинство современных исследователей сходятся в том, что местом возникновения векселя западноевропейского типа как финансового инструмента со своими характерными признаками являются итальянские торговые города XI-XIII вв. Позднее средневековые ярмарки, происходившие в большинстве торговых центров Европы, способствовали распространению «итальянского» векселя и в других странах.
Принимая во внимание все вышеуказанное, приведем несколько положений, раскрывающих непосредственно историю развития векселя как экономико-правовой категории[8]. Как уже было отмечено, в VIII – XII вв. на Востоке и в мусульманских странах развивался экономико-правовой инструмент, который в настоящее время допустимо рассматривать в качестве аналога векселя. Имеющиеся сведения о господствующей роли арабских купцов в Средиземноморье в X – XII вв. и об их коммерческих контактах с итальянскими купцами дают основание предполагать, что итальянская торговля переняла эстафету у мусульманской, достигшей расцвета в XI – XII вв., а суфтаджа и хавала оказали влияние на становление итальянского типа векселя в XII – XIII вв.
В средневековой Европе после распада Римской империи начался продолжительный период упадка товарно-денежного обращения. Банкирская деятельность практически угасла, и сохранилось лишь ремесло менял. Поскольку Италия имела выгодное географическое положение, она стала посредником между Европой и Азией после Крестовых походов, способствовавших развитию торговли и, как следствие, деятельности менял – кампсоров. Первые конторы кампсоров появились именно в Италии в XI в., и скоро возникла практика перевода денег без перевозки монет, что в конечном счете привело к появлению векселя итальянского типа. Среди предпосылок его возникновения именно в Италии можно назвать: наличие традиций римского права, влияние мусульманской культуры, наличие в обороте монет разного типа и качества, а также высокий уровень опасности перевозки больших сумм наличных денег. К тому же, в то время существовала обязанность всех католических стран (папской десятины) передавать в Рим церковные налоги. Сам вексель появился в Италии именно как средство оформления сделки размена и перевода денежной суммы из одного географического места в другое.
В XII в. вексель еще не приобрел той формы, которая была бы близка к современной. В то время при обмене денег с их дальнейшим переводом составлялся письменный договор, включавший два (по мнению отдельных авторов – три) документа: 1) нотариально заверенный вексельный акт (instrumentum ex causa cambia); 2) записку, выдававшуюся в адрес плательщика, содержавшую поручение произвести платеж указанному в ней лицу (lettera di pagamenta, платежное письмо); 3) по мнению отдельных авторов в качестве третьего документа дополнительно составлялось письмо с сообщением о необходимости осуществить платеж (aviso). Получение вексельной суммы происходило на основании второго из этих документов – платежного письма, которое, однако, не давало его владельцу права на регрессный иск в случае неоплаты, т.к. не было (в отличие от нотариально заверенного акта) юридическим документом.
Однако, составление нотариального вексельного акта причиняло известные неудобства сторонам, т.к. требовало их личного присутствия и временных затрат, в связи с чем со временем от него отказались и для аналогичных операций стали использовать только платежное письмо. Кроме того, как отмечалось выше, церковь отрицательно относилась к простому займу под проценты, которым являлся нотариальный вексельный акт. Таким образом, вексель возник из платежного письма, бывшего изначально лишь вспомогательным документом. Платежное письмо и стало прототипом переводного векселя, характерные черты которого сформировались на протяжении XIV – XV вв., в эпоху европейских ярмарок. А поскольку ключевую роль на таких ярмарках играли итальянские купцы и кампсоры, этот период в развитии векселя часто условно называют итальянским.
Ярмарки давали возможность провести взаимное погашение долговых обязательств, кроме того, на ярмарках же возникла сконтрация – практика погашать векселя не деньгами, а другими векселями. Благодаря ярмаркам вексель стал не только орудием размена и перевода денег, но и орудием кредита, надежным средством платежа и получения долга. Стоит отметить, что итальянские банкиры цепко держали в своих руках все операции с векселем, всегда участвуя в них в качестве одной из сторон. На средневековых ярмарках вексель приобрел установленную форму, стал бесспорным документом, появились правила акцепта и протеста, началось формирование материально и процессуально строгого вексельного права[9].
В связи с открытием Америки и новых морских торговых путей возникла потребность в расширении обращения векселя, без ограничения его местом и временем проведения ярмарок, что привело к появлению индоссамента и, все в совокупности, – к упадку ярмарок. Стоит отметить, что идея передачи долгового обязательства возникла в самой Италии еще в XIII в., к концу XVI в. она была известной, но не получила распространения, более того – встречала повсеместное противодействие со стороны кампсоров, т.к. при таком порядке вексель мог свободно переходить от одного торговца к другому без их участия.
В XVII – XVIII вв. практика индоссамента успешно распространялась во Франции, предпосылками к этому послужили возрастание ее экономического потенциала и, особенно, стремительное развитие французского права, вышедшего за рамки ограничений римского права. Именно во Франции впервые законодательно был признан индоссамент (Указ 1654 г., Ордонанс о торговле 1673 г.). Выйдя из рук только банкиров, вексель поступил в распоряжение всего торгового мира, став орудием коммерческого кредита. Однако, французское право не освободило вексель от связи с обстоятельствами сделок, в результате которых он выдавался, и на правовые отношения участников вексельного отношения продолжали влиять имевшие место расчеты между ними.
С принятием в 1848 г. Общенемецкого вексельного устава начался период формализации вексельного обязательства, вексель приобрел свою абстрактность. Вексель не был связан теперь только с торговлей и стал институтом гражданского права, формой выражения общей способности любого лица делать долги – вескелеспособности (которая уравнялась с общегражданской правоспособностью). Кроме того, именно в этот период повсеместно было признано равное положение более традиционного для Европы переводного и менее распространенного простого векселей (в Германии уже в вексельном уставе Лейпцига 1682 г. простой вексель признавался такой же равноправной разновидностью векселя, как и переводной). Завершение формирования немецкой системы вексельного права принято считать одной из главных предпосылок к международной унификации вексельного законодательства, а Общегерманский вексельный устав 1848 г. стал одним из источников Женевской конвенции, устанавливающей Единообразный закон о простом и переводном векселе 1930 г.
Рассмотрев в общих чертах основные теории происхождения векселя и историю его развития, считаем необходимым остановиться на проблеме периодизации его истории. Заметим, что такая периодизация всегда будет условной и служит лишь для наиболее правильного понимания истории предмета настоящего исследования.
Большинство российских исследователей 2-й половины XIX – начала XX вв. (С.М. Барац, А.И. Каминка, П.П. Цитович) в истории вексельного обращения выделяли три периода: итальянский, французский и немецкий. Однако, территориальный географический принцип, положенный в основу данной классификации и в целом присущий науке XIX в., недостаточно отражает экономико-правовую сущность различных этапов развития вексельных операций. Несостоятельность географического принципа периодизации истории векселя стала очевидной уже в конце XIX – начале XX вв. Попытки создать новую и более подробную классификацию мы видим в работах А.Ф. Федорова и Г.Ф. Шершеневича. По мнению В.А. Белова, целесообразно вести речь не о периодах в истории, а об исторических типах векселей, так как в каждый период истории господствующее положение занимал один определенный тип векселя. Итальянский тип векселя утратил свое значение, когда перестали употребляться долговые документы, состоявшие из нескольких частей. В то же время возник ярмарочный тип, приобретший новые специфические качества. Это был общеевропейский тип векселя, поскольку ярмарки уже проводились во многих странах Европы. Позже из общеевропейского ярмарочного векселя почти одновременно выделились французский, немецкий и английский типы векселей. Они сосуществовали параллельно, хотя вначале преобладал французский, а позже – немецкий тип, разделивший в начале XX в. сферу влияния с векселем английского типа[10].
На основе анализа первоисточников – текстов долговых обязательств и нотариальных записей Р. де Рувер (1-я пол. XX в.) предложил следующую периодизацию истории векселя. В первый период (1275 – 1350 гг.) возник новый вид контракта, неизвестный вексельному праву – контракт вексельного обмена. Во второй период (1350 г. – конец XVI в.) нотариальный акт был заменен простым деловым письмом, которое негоциант адресовал своему корреспонденту. Третий период (конец XVI – конец XIX вв.) связан с распространением индоссамента, следствием чего стала полная трансформация векселя, постепенно утратившего связь с первоначальной операцией обмена денег. Наконец, в четвертый период (с конца XIX в.) вексель стал кредитным инструментом, приобретшим возможность адаптироваться к разнообразным экономико-правовым условиям. Пятый период исследователь относит ко второй половине XX в., связывая его с унификацией вексельных операций[11].
Принимая во внимание взгляды разных авторов, С.З. Мошенский предлагает выделение следующих периодов:
1) возникновение прототипов векселя в Древнем Мире;
2) появление аналогов векселя в странах Востока – Китае, Индии и мусульманских странах (VIII – XII вв.);
3) период первоначального векселя в Италии XII – XIII вв. (вексель состоял из двух документов: нотариально заверенный акт имел основное значение, а платежное письмо – вспомогательное);
4) период ярмарок, когда вексель приобрел свои существенные признаки (акцепт, протест, вексельная строгость), то есть форму современного векселя;
5) период индоссамента (вексель вышел из рук итальянских кампсоров и распространился в большинстве стран Европы);
6) период формализации вексельного обязательства (совершенствование правового регулирования вексельных отношений в немецком вексельном праве);
7) период унификации вексельного права (с начала XX в. и по настоящее время).
Итак, во второй половине XIX в. стала очевидной необходимость унификации вексельного законодательства. Причинами этому послужили стремительно увеличивавшиеся объемы международных вексельных сделок, на свободное совершение которых отрицательное влияние оказывали различия в вексельном законодательстве разных стран.
Первые проекты унификации вексельного права были разработаны английской Ассоциацией реформы и кодификации международного права на съездах в Гааге, Антверпене и Франкфурте-на-Майне в 70-х гг. XIX в., а также немецким Институтом международного права (этот проект полностью основывался на нормах Общенемецкого вексельного устава). Однако, данные документы так и не были вынесены на международное обсуждение.
На международной Гаагской конференции в 1910 г. был разработан новый проект общего закона о векселях, а в 1912 г. были подписаны Конвенция об объединении законоположений относительно простых и переводных векселей, а также Международный устав о переводных и простых векселях. Тем не менее, подписание конвенции и устава не повлекло за собой желаемых результатов, так как при их разработке не были учтены разногласия относительно предмета унификации между представителями романо-германской и англо-американской систем права.
Наконец, новым шагом в унификации вексельного права стала Женевская международная конференция, в рамках которой 7 июня 1930 г. были подписаны три международные конвенции: Женевская конвенция, устанавливающая Единообразный закон о простом и переводном векселе (№ 358); Женевская конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях (№ 359); Женевская конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей (№ 360).
Страны, приведшие свое вексельное законодательство в соответствие с Единообразным вексельным законом (в число таких стран входит Российская Федерация), относятся к женевской системе вексельного права. Государства, вексельное законодательство которых основано на английском законе о переводных и простых векселях 1882 г., относятся к англо-американской системе вексельного права (в их числе – Великобритания и США). Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) с целью преодоления разногласий между женевской и англо-американской вексельными системами в 1988 г. был разработан проект Конвенции о международных переводных векселях и международных простых векселях. Документ был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., но подписали его лишь три государства – СССР, Канада и США, а присоединились и ратифицировали лишь два – Гвинея и Мексика. Конвенция ЮНСИТРАЛ о международных векселях до сих пор не получила распространения.
В развитии векселя на территории современной России прослеживается своя специфика. Первоначально формирование правовых норм, регулирующих, в частности, вексельные отношения, происходило под влиянием немецкого права, т.к. повышавшие с XII в. свое экономическое значение Новгород и Псков имели тесные торговые связи с городами Ганзейского союза.
Уже в древнерусское время существовал кредит, а с развитием торговли приобрело широкое распространение ростовщичество, особенно в крупных городах. Причем русская православная церковь, в отличие от католической, не запрещала кредит, а лишь рекомендовала брать умеренные проценты. Институт договоров (в том числе займа) возник во времена «Русской правды» Ярослава Мудрого. Сначала это были устные договоры, затем – письменные, написанные на так называемых досках – древнерусских кредитных документах, представлявших собой деревянные дощечки с написанным острым предметом текстом обязательства. По мнению М.Н. Тихомирова, записи на досках были основной формой долговых документов и имели определенное сходство с векселем.
В Московском царстве, сформировавшемся в борьбе с монголо-татарским господством, под влиянием мусульманского права появился институт долговой кабалы (от арабского al-kabal – договор купли-продажи, расписка, обязательство), бывшей вначале простой долговой распиской. Постепенно сформировались два основных вида кабалы – заемная, которую можно считать прототипом простого векселя в современном его понимании, и служилая, предусматривавшая работу должника на заимодателя с пониженной оплатой труда в счет погашения долга[12]. Правовые нормы, регулирующие отношения с использованием кабалы, содержатся в Судебниках 1497 г. и 1550 г., а также в Соборном уложении 1649 г.
Петровское время характеризуется активным развитием торговых связей русских купцов с европейскими. Иностранные купцы между собой использовали векселя западноевропейского типа, а со своих русских должников вынуждены были брать кабалы. Очевидно, что именно посредством такого делового общения в Россию проник европейский вексель, первые свидетельства об использовании которого датируются концом XVII в. В эпоху реформ Петра I был принят первый в России вексельный Устав (1729 г.), целый раздел которого был посвящен обращению казенных векселей.
В Российской империи вексель быстро приобрел свойство формальности, и сила такого долгового документа заключалась в самом факте наименования его векселем. Пользователей в векселе привлекала оперативность и строгость взыскания, распространявшаяся, согласно закону, не только на имущество должника, но и на него самого, в чем прослеживается продолжение традиции описанной выше служилой кабалы.
Прототипом вексельного Устава 1729 г. было существовавшее в то время немецкое вексельное законодательство, в связи с чем он не мог не обнаружить свое несовершенство. Как мы уже отмечали, в Германии (да и во всей Европе) преимущественно в обороте использовался вексель переводной, и именно ему были посвящены подавляющее большинство правовых норм. В России же исторически традиционным был (и остается по настоящее время) простой вексель. В целях восполнения недостатков в правовом регулировании вексельных отношений в XVIII – начале XIX вв. было принято большое количество дополнительных нормативных актов. Наконец, в 1832 г. комиссией с участием М.М. Сперанского был разработан новый вексельный Устав, в котором была сделана попытка учесть и устранить недостатки его предшественника.
В пореформенный период (2-я половина XIX – начало XX в.), отметившийся стремительным развитием экономики Российской империи, также стремительно развивался вексельный оборот. Вексельный Устав 1832 г., бывший, по сути, компромиссом между нормами французского и немецкого вексельного права, уже не отвечал требованиям времени. Работа по пересмотру российского вексельного законодательства была начата еще в 1847 г., и итогом более чем полувекового труда многих ученых и практикующих юристов (в числе которых особенно стоит отметить А.И. Каминку) стал принятый в 1902 г. новый вексельный Устав Российской империи. В основу Устава 1902 г. были положены такие фундаментальные идеи, как: абстрактность векселя, материальная строгость и способность к передаче (индоссированию), впервые нормы о простом и переводном векселях были изложены раздельно, что послужило более качественному толкованию нормативных положений. В неизменном виде вексельный Устав 1902 г. прослужил до октябрьских событий 1917 г.
После Революции векселя некоторое время были под запретом, в период НЭПа вексельное обращение временно было восстановлено. В 1922 г. было утверждено Положение о векселях, сохранившее основные идеи Устава 1902 г. В конце 20-х гг. XX в. все больше стал проявляться командно-административный стиль руководства экономикой, и в январе 1930 г. постановлением ЦИК и СНК использование коммерческого кредита и вексельного обращения на территории РСФСР было окончательно ликвидировано. Считалось, что во внутренних экономических отношениях в условиях плановой экономики потребность в вексельном обращении отсутствует[13]. Следует отметить, что во внешнеэкономических отношениях РСФСР, а затем и СССР, от использования векселя не отказывались, более того, принимали активное участие в работе международных конференций по унификации вексельного законодательства, на что было указано выше.
В настоящее время вексельное обращение на территории Российской Федерации восстановлено и переживает период развития.
На сегодняшний день основу вексельного законодательства России составляют следующие нормативные правовые акты:
1. Женевская конвенция № 358, устанавливающая Единообразный закон о простом и переводном векселе[14] (далее – Единообразный вексельный закон 1930 г.); Женевская конвенция № 359, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях[15]; Женевская конвенция № 360 о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей[16] – заключены в Женеве 7 июня 1930 г., СССР присоединился 25 ноября 1936 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации[17] (далее – ГК РФ).
3. Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»[18] (далее – Закон о векселях 1997 г.).
4. Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341 «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе»[19] (далее – Положение о векселях 1937 г.).