Ключевые понятия, определения рассматриваемой проблемы
→ Концепция безопасности, как приемлемого уровня риска.
Исходные постулаты:
● низкая деятельность человека или системы, им созданная, не могут избежать риска и ошибок;
● можно влиять на частоту повторяемости негативных событий в авиационной деятельности, но нельзя их (включая АП) полностью устранить;
● усилия по предотвращению и снижению частоты повторяемости негативных событий требуют ресурсных затрат (в том числе и финансовых), нелинейно возрастающих, вплоть до, практически, неприемлемых ;
● в изначально безопасной системе контролируемый риск и ошибки приемлемы.
Безопасность– состояние, при котором причинения ущерба лицам или имуществу снижены до приемлемого уровня и поддерживается на этом или более низком уровне посредством постоянного процесса выявления факторов опасности и управления факторами риска для БП.
Риск – сочетание вероятной частоты возникновения опасности, причинения вреда и степени серьёзности последствий.
Выводы: а) Риск неизбежен при любой деятельности человека;
б) Научиться управлять риском – значит, найти оптимальные решения в вопросах обеспечения и управления БП (Рис.3.)
Рис. 2. Треугольник приемлемого риска (аналогия светофора).
→ Безопасность и экономика
«Безопасность и прибыль: отсутствие одного приводит к уничтожению другого» (С) Д. Ханцинтер, эксперт по вопросам БП АК «American West Airlines»
→ Классификация негативных АС, связанных с особыми ситуациями на земле и в полёте (рис.4.)
Рис. 3. Классификация негативных АС
Элементы влияния | Особая ситуация в полёте | |||
УУП | СС | АС | КС | |
Психологическая нагрузка на экипаж | Незначительная | Заметное повышение | Значительное повышение | Предотвращение гибели людей практически невозможно |
Лётные характеристики ВС | Незначительное ухудшение, без выхода за эксплуатационные и предельные ограничения | Заметное ухудшение, выход за эксплуатационные, но без выхода за предельные ограничения | Значительные ухудшения, выход за предельные ограничения | |
План и профиль полёта | Не требуется немедленного изменения плана и профиля полёта | Изменение плана и профиля полёта | Немедленное изменение плана и профиля полёта |
Таблица 1. Классификация особых ситуаций по элементам их влияния на основные показатели полёта
Рис. 4. Схема возникновения и развития особых ситуаций
Рис.5. Нормирующие допустимые вероятности возникновения особых ситуаций в полёте при отказах авиационной техники
Рис. 6. Классификация групп факторов, влияющих на БП