Национальные резервы и девальвация тенге

Благодаря продуманным шагам, направленных на создание Национального фонда и перенаправление значительных средств на его наполнение в течение благоприятной внешней конъюнктуры, руководству Казахстана удалось сформировать достаточный уровень амортизационных финансовых резервов для противодействия кризисным явлениям. Несмотря на значительное уменьшение объема золотовалютных резервов с $51 млрд, достигнутого в конце осени прошлого года, до $45-46 млрд ввиду проведенных антикризисных акций, Национальный фонд будет оставаться главным гарантом относительной устойчивости национальной экономики.
Вместе с тем необходимо отметить, что в стратегии использования средств Национального фонда в докризисный период был допущен ряд системных упущений.

Прежде всего, были осуществлены вложения в долговые обязательства иностранных государств и ценные бумаги зарубежных эмитентов, которые в течение кризиса стали неликвидными или значительно потеряли в своей стоимости. При этом, средства Национального фонда фактически не использовались для кредитования и субсидирования крупных отечественных проектов в реальном секторе экономики, что не позволило адекватно развить реальный сектор экономики без ориентирования на иностранные инвестиции.

В течение осени 2008 года – зимы 2009 года на золотовалютные резервы, средства Национального фонда и экономику Казахстана в целом серьезное давление начала оказывать девальвация национальных валют ряда других государств, прежде всего российского рубля, учитывая статус России как одного из ключевых торговых партнеров страны. Это в значительной степени лимитировало возможности местных производителей, привело к появлению перекосов в торговом балансе, а также увеличению нагрузки на золотовалютные резервы государства, направляемые на поддержание курса тенге.

Проведение в начале февраля текущего года резкой девальвации тенге стало вынужденным шагом, который позволил несколько уменьшить воздействие перечисленных факторов, но, вместе с тем, начала про- слеживаться динамика ослабления доверия к национальной валюте. Но временное затягивание с осуществление девальвацией, по сути, нанесло бы сокрушительный удар по золотовалютным резервам государства и устойчивости национальной экономики в целом.
Однако ускоренное использование средств Национального фонда не является выходом из положения. Вполне вероятно, что ценовая конъюнктура на глобальных сырьевых рынках не восстановится до прежне- го уровня, наблюдавшегося в 2007-начале 2008 годов, даже несмотря на восстановление мировой экономики. В этом случае Национальный фонд станет единственным источником экономической стабилизации на продолжительный период времени, что обуславливает необходимость продуманного использования его средств.

Антикризисные меры

Казахстан одним из первых приступил к практической реализации стратегии государственной поддержки национальной экономики. В отличие от ряда государств мира, разработка антикризисных мер в которых заняла довольно продолжительное время, руководство страны уже в середине осени прошлого года представило масштабный план содействия экономики, ориентированный на несколько направлений, наиболее сильно затронутых экономическим кризисом.

В принятом совместном плане Правительства, Национального банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций объем стабилизационных мер достиг 2,17 трлн тенге или $14,5 млрд. Основной блок, финансируемый из средств Национального фонда, подразумевает пять блоков: стабилизацию финансового сектора; поддержка жилищного сектора и ипотеки; поддержка малого и среднего бизнеса; развитие агропромышленного сектора; реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов. За счет снижения Национальным банком норм резервирования банки второго уровня увеличивают ресурсную базу на 350 млрд тенге, снижение на- логовой нагрузки высвобождает для бизнеса 500 млрд тенге. Наряду с этим создается Фонд стрессовых активов в объеме 122 млрд тенге. В течение
2009-2010 годов будет выделена и дополнительная финансовая поддержка в размере 600 млрд тенге, или $4 млрд, которая подразумевает переориентацию доходов сырьевого сектора экономики на реализацию расширенных стабилизационных мер, прежде всего в банковском секторе.

Показательно, что в целом общий объем государственных антикризисных мер за два года может достичь порядка $23-25 млрд, что по отношению к объему ВВП является одним из наиболее высоких показателей в мире. Для сравнения, Россия направляет на антикризисные меры 12% ВВП, а США – около 10%. Принятие этих мер и их практическое воплощение позволило избежать коллапса банковской системы, а также целенаправленно поддержать устойчивость строительного сектора, сферы малого и среднего бизнеса.

Таблица1.Основные экономические показатели РК

Национальные резервы и девальвация тенге - student2.ru


Национальные резервы и девальвация тенге - student2.ru
Национальные резервы и девальвация тенге - student2.ru

Заключение

Таким образом, Казахстан имеет определенные направления по выходу из кризиса, правительст­во совместно с регулирующими органами постоянно отслеживает все явления, происходящие в ми­ровой экономике, чтобы вовремя принять все необходимые меры для устойчивого развития экономи­ки. Уроки, который преподал кризис, свидетельствуют о необходимости создания в условиях глоба­лизации новых, отвечающих современному пониманию партнерских отношений, способствующих устранению барьеров на пути дальнейшего интеграционного процесса, позволяющих поддерживать баланс между экономическими приоритетами стран, эффективней противостоять «вызовам времени» и способствующих дальнейшему социально-экономическому развитию страны.

Список использованной литературы:

1. Абишева М.А., Рахимжанова А.Ж. Основные меры ведущих государств мира по преодолению последствий мирового финансового кризиса // Информационно-аналитический журнал «Analytic» 2009. — № 1.

2. Н.Назарбаев. Ключи от кризиса // Российская газета. Центральный выпуск № 4839. — 2009. — 2 февр.

3.План совместных действий Правительства РК, Национального банка РК и Агентства РК по регулированию и надзо­ру финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы. — веб-сайт Правительства РК, 27.11.2008 г.

4 .Сайт ng.ru. Махмутова М. Центр анализа общественных проблем в РК.

5 Интервью с редактором отдела политики журнала «Эксперт. Казахстан» Н.И.Кузьминым, сайт Информационно­аналитического центра. — 2009. — Апр.

Наши рекомендации