Государственный долг, его виды. Управление государственным долгом
Государственный долг: сущность, виды и управление.
Государственный долг – общая сумма долговых обязательств государства, равная сумме накопленных, за время существования государства, бюджетных дефицитов, за вычетом бюджетных профицитов.
Различают 2 вида государственного долга:
1.Внутренний - задолженность государства гражданам, фирмам, учреждениям своей страны.
2.Внешний – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам, учреждениям.
Государственный долг, %-ые выплаты по которому предстоят в текущем году называется текущим долгом.
В качестве причин долгового кризиса выделяют:
1. ухудшение мировой экономикой конъюнктуры с 80-х годов – увеличение %-х ставок, замедление эк-го роста, снижение цен на товары.
2. не удовлетворительное управление экономикой в странах-должниках – поддержание завышенного курса национальной валюты.
Размеры долга оцениваются в абсолютных и относительных показателях.
Относительные показатели:
1.отношение долга к ВВП ( ВНП)
2. долг/экспорт
3.сумма обслуживания долга, т.е. выплат по долгу ВНП (ВВП)
4. сумма обслуживания долга/экспорт. Разность м/д общей величиной бюджетного дефицита и суммой %-х выплат по долгу называется первичным дефицитом бюджета. Преобладание в государством долге его внешней части, и ее рост создают угрозу экономикой безопасности страны. Обслуживание внешнего долга требует передачи части производимой продукции другим странам, что ведет к сокращению национального производства в будущем. При неспособности страны-должника своевременно возместить долг проводится реструктуризация долга – это изменение условий его обслуживания, т.е. %-та суммы и срока возврата. В критических случаях может быть объявлен дефолт – это полный, частичный или временный отказ от выплат по государственному долгу.
Для сокращения внешнего долга используются:
1. Выкуп долга – предоставление стране-должнику возможность выкупить свои долговые обязательства, т.е. облигации на рынке ценных бумаг.
2Обмен долга на аукционный капитал своп – предоставление иностранным банкам возможности обменять долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций.
3. Замена существующих долговых обязательств новыми – при этом %-я ставка по новым ценным бумагам ниже, чем по старым; номинальная цена облигаций сохраняется.
40. Налоговая система: структура, функции. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.
Налоговая система: структура, функции и принципы налогообложения.
Налог – обязательный платеж, взимаемый органами исполнительной власти с физических и юридических лиц. Совокупность взимаемых в гос-ве налогов, методов их образования и изъятия, а также налоговых органов наз-ся налоговой системой. В Российской налоговой с системе выделяют 3 ур-ня: федеральный, региональный, местный. Принципы были сформулированы Адамом Смитом.
Принципы:
1.Нейтральность налоговой системы. Заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налогоплательщиков. Широкая дифференциация налогов и разнообразие налоговых льгот нарушают этот принцип.
2. Принцип справедливости. Означает, что сумма взимаемого налога должна иметь одинаковую значимость для малообеспеченных и высокообеспеченных граждан, т.е. разные по уровню благосостояния люди должны платить разные налоги.
3. Принцип простоты расчета. Предполагает использование таких методов и инструментов налогообложения, которые будут понятны как налогосборщикам, так и налогоплательщикам.
В налогообложении используются 2 вида налоговых ставок:
1.средняя налоговая ставка, она = сумма налога/сумма дохода*100%;
2. предельная налоговая ставка, она = прирост налога/прирост дохода*100%.
Налоги классифицируются по признакам:
1. В соответствии с бюджетным устройством: федеральные, региональные, местные налоги.
2. По методу изъятия налогов: прямые, косвенные (акцизы, таможенные пошлины, фискальные монополии).
3. По способу установления налоговых ставок: прогрессивные, регрессивные, пропорциональные.
4. По использованию: общие, специальные или целевые налоги.
Налоги выполняют 3 важнейших функции:
1.Фискальная – формирование гос-ых ресурсов для финансирования соответствующих расходов. Эта функция иллюстрируется с помощью кривой Лаффера.
2. Социальная – поддержание соц-го равновесия путем изменения соотношений м/д доходами отдельных соц-ых групп с целью сглаживания нер-ва.
3.Регулирующая – гос-ое регулирование структуры эк-ки, цен, капиталовложений, внешнеэкономических связей и т.д.
Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.