ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №14,15
Тема. Расчет себестоимости и тарифа (аккордной ставки) на погрузо-разгрузочные работы в порту.
Цель.Определить себестоимость перевалки единицы груза и аккордные ставки на переработку груза одной технологической линией.
Методические указания
Тариф представляет собой сумму себестоимости по прямым расходам, себестоимости по накладным расходам и плановых накоплений (прибыли). Тариф устанавливается в рублях на тонну груза. Состав погрузо-разгрузочных работ, учитываемых в тарифе, зависит от варианта перевалки груза.
Укрупненная формула для расчета аккордной ставки:
,
где А – аккордная ставка, руб./т;
Sрс – расходы по использованию рабочей силы, руб./т;
Sм – расходы по работе машин (механизмов), руб./т;
kнр – коэффициент накладных расходов;
Sно – налоги и отчисления в составе себестоимости, руб./т;
Sпр – прочие расходы в составе себестоимости, руб./т;
Kп – коэффициент плановой прибыли;
S – себестоимость перевалки, руб./т.
.
Тариф рассчитывается для перегрузки определенного груза (группы грузов) одной технологической линией по характерным технологическим схемам прямого и складского вариантов перевалки груза.
При прямом варианте перевалки груза в себестоимости по прямым расходам учитываются все трудовые и материально-технические затраты по производству судовых грузовых работ (варианты судно-вагон и обратно, судно-автотранспорт и обратно, судно-судно).
При складском варианте перевалки груза в себестоимости по прямым расходам учитываются все трудовые и материально-технические затраты, связанные с производством судовых грузовых работ (варианты судно-склад и обратно), вагонных грузовых работ (варианты вагон-склад и обратно), и/или автотранспортных грузовых работ (варианты автотранспорт-склад и обратно).
Тарифы на перевалку груза по прямому варианту подразделяются на три категории:
- первая категория – тариф на все виды грузовых работ;
- вторая категория – тариф на судовые грузовые работы;
- третья категория – тариф на вагонные и/или автотранспортные грузовые работы.
ЗАДАНИЕ №1
Рассчитать затраты на использование рабочей силы.
Таблица 1
Расчет себестоимости рабочей силы
Вариант работ | Технологическая схема | Класс груза | КНВр | Кол-во чел. по норме | НВр | Kкор. | Q, т | чел-час по норме | чел-час по факту | % вып. нормы | Начисления, всего, руб | р/тн | Sр.с., р/т | |
Вариант №1 задания Арматура св. 8м | вагон-склад | п/в – а/кр – РТ – Т – а/п – скл. | ММД-14 | 0,0200 | 1,323 | |||||||||
вагон-склад | п/в – ПК – РТ – а/п – скл. | ММД-14 | 0,0199 | 1,415 | ||||||||||
вагон-склад | п/в – ПК – скл. | ММД-14 | 0,0189 | 1,426 | ||||||||||
вагон-склад, всего | ||||||||||||||
склад-трюм | скл. – КР – РТ – Т – ПК - тр | ММД-14 | 0,0203 | 1,200 | ||||||||||
склад-трюм | скл – кр – причал – кр - тр | ММД-14 | 0,0192 | 1,345 | ||||||||||
склад-трюм | скл – а/п – РТ – Т – кр - тр | ММД-14 | 0,0203 | 1,229 | ||||||||||
склад-трюм, всего | ||||||||||||||
вагон-трюм | п/в – кр - тр | ММД-14 | 0,0192 | 1,395 |
Вариант работ | Технологическая схема | Класс груза | КНВр | Кол-во чел. по норме | НВр | Kкор. | Q, т | чел-час по норме | чел-час по факту | % вып. нормы | Начисления, всего, руб | р/тн | Sр.с., р/т | |
Вариант №2 задания Медь | вагон-склад | вагон – а/п – РТ – Т – а/п – скл. | ММ2 | 0,0182 | 1,614 | |||||||||
вагон-склад | вагон – а/п – скл. | ММ2 | 0,0182 | 2,251 | ||||||||||
вагон-склад | п/в – ПК – РТ – Т – а/п – скл. | ММ2 | 0,0182 | 1,429 | ||||||||||
вагон-склад, всего | ||||||||||||||
склад-трюм | скл. – а/п – РТ – Т – а/кр – тр | ММ2 | 0,0159 | 1,424 | ||||||||||
склад-трюм | скл – а/п –РТ - Т – ПК – тр | ММ2 | 0,0159 | 1,586 | ||||||||||
склад-трюм | скл – ПК – тр | ММ2 | 0,0143 | 1,356 | ||||||||||
склад-трюм, всего | ||||||||||||||
вагон-трюм | вагон – а/п – РТ –Т – а/кр - тр | ММ2 | 0,0192 | 1,545 |
По исходным данным табл. 1 рассчитать по всем заданным вариантам и технологическим схемам и заполнить недостающие данные в табл. 1.
1. Норму времени по каждой технологической схеме:
,
где Нврi - норма времени по i-той технологической схеме, чел.-час/т;
КНВрi – комплексная норма времени, чел-час/т;
nчел – количество человек, занятых в технологической схеме по норме, чел.
2. Количество человеко-часов по норме по каждой технологической схеме:
,
где Тi – количество человеко-часов по норме по i-ой технологической схеме;
Нврi - норма времени по i-той технологической схеме, чел.-час/т;
kкор – коэффициент, учитывающий дополнительные условия работы i-ой технологической схемы (подноска, подъем, перемещение грузов на расстояние и высоту, превышающие значения заложенные в норме);
Qi – количество груза, переработанное по i-ой технологической схеме.
3. Так как по одному варианту груз перегружается по различным технологическим схемам, необходимо для расчета средней себестоимости рабочей силы по варианту, определить средние показатели по варианту:
3.1 Средняя КНВр по варианту:
,
где - средняя КНВр по варианту, чел-час/тн;
КНВрi – комплексная норма времени по i-ой технологической схеме, чел-час/т;
Qi – количество груза, переработанное по i-ой технологической схеме, тонны.
3.2. Средний коэффициент корректировка нормы времени по варианту:
,
где kкор - средний коэффициент корректировка норм времени по варианту;
Тi – количество человеко-часов по норме по i-ой технологической схеме;
Нврi - норма времени по i-той технологической схеме, чел.-час/т;
Qi – количество груза, переработанное по i-ой технологической схеме, тонны.
3.3. Средняя НВр по варианту:
,
где Нврi – средняя норма времени по варианту, чел-час/тн;
Тi – количество человеко-часов по норме по i-ой технологической схеме;
Qi – количество груза, переработанное по i-ой технологической схеме, тонны.
3.4. Среднее количество человек по норме по варианту:
4. Определить суммы начисленной заработной платы по i-ым технологическим схемам:
,
где Ri - сумма начисленной заработной платы за переработанное количество груза по i-ой технологической схеме, руб.;
- часовая тарифная ставка, руб/час. Принята равной 45 руб/час.;
Нврi - норма времени по i-той технологической схеме, чел.-час/т;
kкор – коэффициент корректировка норм по i-ой технологической схеме;
Qi – количество груза, переработанное по i-ой технологической схеме, тн.
5. Определить сумму начисленной заработной платы, приходящуюся на 1 переработанную тонну груза по i-ой технологической схеме:
,
где ч - начислено заработной платы на 1 переработанную тонну груза по i-ой технологической схеме, руб/тн;
Ri - начислено заработной платы за весь переработанный груз по i-ой технологической схеме, руб.;
Qi – количество груза, переработанное по i-ой технологической схеме, тн.
6. Определить сумму начисленной заработной платы, приходящейся на 1 переработанную тонну груза в среднем по варианту, руб/тн:
7. Затраты по использованию рабочей силы на 1 тонну груза по варианту:
,
где - заработная плата за переработку 1 тонны груза в среднем по варианту, руб/тн;
kд.з. – коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату (доплаты, надбавки, премии, ночные и т.д.). Принят равным 3,5.
Аналогичные расчеты провести по всем заданным вариантам работ и технологическим схемам. Результаты расчетов занести в рабочую табл. 1.
ЗАДАНИЕ №2
Расчет себестоимости переработки 1 тонны груза и тарифа на переработку 1 тонны груза.
Рассчитать себестоимость и аккордную ставку по прямому и складскому варианту (I, II и III категории) по наиболее характерным технологическим схемам:
I категория – вариант – вагон – склад – трюм (все виды работ)
II категория – вариант - склад – трюм
III категория – вариант - вагон – склад.
Для ведения расчетов и оформления работы составить табл. 2.
Таблица 2
Категория перегрузки | Наиболее характ. технолог. сх. | Класс груза Наим-ние груза | Ср. числ-сть по вар. | вар | Тип мех-ма | Кол-во мех-мов | Себ-сть раб. силы, руб/тн | Себ-сть одного мех-ма, руб/маш-час | Себ-сть работы мех-мов, руб/тн | Накладные расходы, руб/тн | Отчисления от зарплаты, руб/тн | Себестоимость, руб/тн | Тариф, руб/тн | ||
Прямой вариант | вагон-кран-трюм | кран | |||||||||||||
1 категория | вагон-склад-трюм | ||||||||||||||
2 категория | склад-а/п-РТ-Т-кран-трюм | кран а/п тягач | |||||||||||||
3 категория | вагон-кран-Т-РТ-склад | Кран тягач |
1. Перенести из задания 1 уже рассчитанные средние величины по варианту: , вар, , , .
2. Рассчитать и занести в табл. 2 себестоимость работы механизмов:
,
где - средняя комплексная норма времени по варианту, чел-час/тн;
j = 1…m – типы машин;
Sч – часовая себестоимость работы машин j – го типа;
Jij – количество машин i-го и j – го типов по характерной технологической схеме.
Себестоимость 1 машино-часа принять равным:
- портальный кран – 860 руб/час
- автопогрузчик – 580 руб/час
- тягач – 620 руб/час.
kдр – коэффициент дополнительных расходов по механизации (например, аренда), kдр = 1,0;
kзим – коэффициент, учитывающий зимние условия работы. kзим = 1,0.
3. Рассчитать накладные расходы, приходящиеся на 1 тонну переработанного груза (Sнакл, руб/тн).
Коэффициент накладных расходов принять равным 1.75.
Sнакл = (Sр.с. + Sмех)*kн.р.
4. Отчисления от заработной платы составляют 26,6%.
0,0266.
5. Прочие расходы в составе себестоимости (крепление, зачистка вагонов и т.д.) принять равными 10,00 руб/тн.
6. Определить себестоимость переработки 1 тонны груза по тарифам 2-й и 3-й категории:
S = Sр.с. + Sмех + Sнакл + Sно +Sпроч.
7. Определить тариф (аккордную ставку) за переработку 1 тонны груза по вариантам 2-й и 3-й категории:
A = S * kп.н.,
где kп.н.- коэффициент плановых накоплений. Принять равным 1,35.
8. Определить тариф и себестоимость при переработке по варианту 1-й категории как сумму себестоимостей и тарифов 2-й и 3-й категории.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №16
Тема. Расчет портовых сборов в российских портах.
Цель. Приобретение практических навыков в расчете портовых сборов и плат за услуги в российских портах, составление дисбурсментского счета и сравнительный анализ общей стоимости судозахода по двум заданным портам.
Методические указания
Портовые сборы взимаются в морских торговых портах России, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с российских и иностранных судов. Система взимания портовых сборов и ставки сборов в морских торговых портах России установлены Министерством экономики РФ по представлению Министерства транспорта РФ от 7 июля 1995 г. В соответствии со «Ставками сборов с судов в морских торговых портах РФ» к регулируемым портовым сборам относятся: корабельный, маячный, канальный, экологический, лоцманский, навигационный, якорный, причальный. К нерегулируемым сборам относятся агентский, буксирный, швартовный и другие платы за отдельные услуги, ставки которых устанавливают компании, оказывающие данные услуги.
Корабельный сбор взимается с 1 куб. метра условного объема судна отдельно за каждый вход в порт и выход из порта.
Маячный сбор взимается с 1 куб. метра условного объема судна за каждый вход в порт или проходе его транзитом.
Канальный сбор взимается с 1 куб. метра условного объема судна при каждом прохождении канала в один конец.
Причальный сбор взимается с 1 куб. метра условного объема судна за каждые сутки стоянки у причала.
Якорный сбор взимается с 1 куб. метра условного объема судна за каждый час стоянки на якоре на внутреннем или внешнем рейде свыше 12 часов.
Экологический сбор взимается с 1 куб. метра условного объема судна за все время стоянки судна в порту.
Сумма лоцманского сбора состоит из двух составляющих – сбор за внепортовую проводку – за каждую милю проводки по фарватеру или каналу и сбор за внутрипортовую проводку – за каждую операцию.
Навигационный сбор взимается с 1 куб. метра условного объема судна при каждом входе в порт, выходе из порта и проходе его транзитом.
Для расчета всех видов сборов условный объем судов типа РО-РО, ОБО, контейнеровозов умножается на коэффициент 0,7, танкеров с двойным дном, двойными бортами или танками изолированного балласта – 0,85.
ЗАДАНИЕ
1. Пользуясь «Ставками…» определить сумму по каждому регулируемому и нерегулируемому сборам для своего варианта судна и для двух заданных портов РФ.
2. Определить общую стоимость судозахода в заданные по варианту порты РФ.
3. Составить дисбурсментский счет по предложенной форме (табл. 10).
4. Проанализировать полученные суммы по регулируемым сборам и общей стоимости судозахода в заданных портах РФ.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Таблица 1.
Технико-эксплуатационные характеристики судов
Название судна | Длина, м | Ширина, м | Высота, м |
«Москва» | 243,00 | 42,00 | 20,70 |
«Московский Фестиваль» | 178,84 | 25,30 | 15,00 |
«Григорий Нестеренко» | 178,80 | 25,30 | 15,00 |
«Трогир» | 180,57 | 31,94 | 17,00 |
«Художник Моор» | 184,60 | 22,80 | 14,10 |
«Борис Ливанов» | 184,50 | 22,80 | 14,10 |
«Капитан Осташевский» | 207,43 | 32,30 | 16,75 |
Таблица 2
Ставки сбора за услуги буксиров в порту Новороссийск
Название операции | Для российских судов, $./куб.м | Для иностранных судов, $/куб.м |
Швартовка/отшвартовка | 0,0692 | 0,0865 |
Таблица 3
Ставки сбора за услуги буксиров в портах России
Название порта | Ставка сбора за швартовку / отшвартовку, $/куб.м |
Туапсе | 0,0522 |
Санкт-Петербург | 565 $ в час |
Владивосток | 0,0054 |
Восточный | 0,0522 |
Ванино | 0,0590 |
Мурманск | 0,0600 |
Выборг | 675 $ |
Таблица 4
Ставки сбора за услуги СМПП в порту Новороссийск
Название операции | Для российских судов, руб./куб.м | Для иностранных судов, руб./куб.м |
Услуги СМПП для обеспечения пожарной безопасности судов, прибывших в порт погрузки/выгрузки пожароопасных грузов | 0,336 | 0,42 |
Таблица 5
Повышающие коэффициенты за работу ночью, в выходные и праздничные дни для буксиров и СМПП в порту Новороссийск
Время суток | Рабочий день | Выходной или праздник |
06.00 – 22.00 | 1.00 | 1.50 |
22.00 – 24.00 24.00 – 06.00 | 1.25 | 1.75 |
Таблица 6
Показатели | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 |
«Москва» | «Московский Фестиваль» | «Григорий Нестеренко» | «Трогир» | «Художник Моор» | «Борис Ливанов» | «Капитан Осташевский» | |
1.Название порта | Санкт-Петербург | Туапсе | Выборг | Владивосток | Ванино | Восточный | Мурманск |
2.Время стоянки в порту, сут | |||||||
в т.ч. на якоре | |||||||
у причала | |||||||
в выходные и праздничные дни | - | - | - | - | - | - | - |
3.Протяженность внепортовой проводки, мили | нет | нет | |||||
4.Количество внутрипортовых операций, ед. |
Таблица 7
Данные по порту Новороссийск
Показатели | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 |
«Москва» | «Московский Фестиваль» | «Григорий Нестеренко» | «Трогир» | «Художник Моор» | «Борис Ливанов» | «Капитан Осташевский» | |
1.Время стоянки в порту, сут. | |||||||
в т.ч. на якоре | |||||||
у причала | |||||||
в выходные и праздничные дни, | 1 – день | 1 – день | 1 – ночь | 1 ночь | 1 – день | 1 – день | 1 –ночь |
2.Протяженность внепортовой проводки, мили | 6,2 | 6,2 | 6,2 | 6,2 | 6,2 | 6,2 | 6,2 |
3.Количество внутрипортовых операций, ед. |
Таблица 8.
Агентский сбор
Условный объем судна, куб.м | Сбор, $ | Условный объем судна, куб.м | Для балкеров | |
Для танкеров | Для ОБО | |||
Up to 2000 | Up to 1800 | |||
2001 – 4000 | 1801 – 3600 | |||
4001 – 6000 | 3601 – 5500 | |||
6001 – 8000 | 5501 – 7200 | |||
8001 – 12000 | 7201 – 11000 | |||
12001 – 16000 | 11001 – 15000 | |||
16001 – 24000 | 15001 – 22000 | |||
24001 – 30000 | 22001 – 30000 | |||
30001 – 40000 | 30001 – 37000 | |||
40001 – 48000 | 37001 – 44000 | |||
48001 – 56000 | 44001 – 51000 | |||
56001 – 64000 | 51001 – 59000 | |||
64001 – 72000 | 59001 – 66000 | |||
72001 – 80000 | 66001 – 73000 | |||
80001 – 100000 | 73001 – 92000 | |||
За каждую дополнительную 1000 куб.м. | За каждую дополнительную 1000 куб.м |
Таблица 9.
Швартовный сбор
Для сухих грузов | Для наливных грузов | ||
Условный объем судна, куб.м | Сбор, $ | Условный объем судна, куб.м | Сбор, $ |
Under 2000 | 23500 – 70500 | ||
2201 – 3000 | 70501 – 105000 | ||
3001 – 6500 | Over 105001 | ||
6501 – 13000 | |||
13001 – 26500 | |||
Over 26500 |
За прочие услуги порта, такие как использование автомобильного транспорта, катера, почтовые услуги, услуги связи, оформление документов и др. условно взимается 1500 $ за судозаход.
Таблица 10
Вариант заполнения дисбурсментского счета
Виды сборов | Сумма сбора, $ | Процент соотношения, % | |
Новороссийск | Туапсе | ||
1. Корабельный | |||
2. Маячный | |||
3. Канальный | |||
4. Причальный | |||
5. Якорный | |||
6. Экологический | |||
7. Лоцманский | |||
8. Навигационный | |||
Итого регулируемых сборов | |||
1. Буксирный | |||
2. Швартовный | |||
3. Пожарный | |||
4. Агентский | |||
Итого нерегулируемых сборов | |||
ОБЩАЯ СУММА СБОРА |
После заполнения дисбурсментского счета, проанализировать полученные суммы сборов по двум портам. Определить причины, как явные, так и возможные, повлиявшие на общую стоимость судозахода.