Прибыль, ее источники, виды и пути максимизации
Продавая свою продукцию на рынке, предприятия получают доход. Валовой доход (выручка TR) от реализации продукции – это произведение цены единицы товара на общее количество производственной продукции.
где, Р - рыночная цена; Q - количество произведенной продукции.
Экономическое назначение валового дохода состоит в возмещении издержек производства, уплате налогов и сборов, образовании прибыли.
Прибыль –финансовый результат деятельности предприятия;это вознаграждение такого специфического фактора, как предпринимательство или доход получаемый предпринимателем.
Прибыль определяется как разность между валовым доходом и валовыми издержками. . Прибыль может выступать как убыток, если издержки превышают доход.
Источниками прибыли могут быть суммы денежных средств, полученных от реализации продукции, поступления за оказание услуг и выполнение работ (прочая реализация), поступления от не основной деятельности: реализация излишков оборудования, передача неиспользованных помещений в аренду, от долевого участия в деятельности других предприятий и др. доходов.
Поэтому различают следующие виды прибыли:
1. прибыль от реализации продукции;
2. прибыль от прочей реализации;
3. прибыль от внереализационных операций.
Все виды прибыли образуют балансовую (общую прибыль).
Прибыль зависит от того, как трактуются и исчисляются полные издержки. Существует 2 подхода к их исчислению.
Первый основан на бухгалтерском подсчёте издержек, которые представляют собой явные денежные затраты фирмы связанные с приобретением и использованием факторов производства.
Бухгалтерская прибыль – это разность между полной выручкой и бухгалтерскими издержками, она отражается в бухгалтерской и статистической отчетности.
Второй основан на экономическом подсчете издержек, которые представляют собой сумму явных и неявных (скрытых) затрат фирмы. Неявные затраты – это внутренние потери фирмой денежных доходов, которые она могла бы получить при альтернативном использовании неучтенных в бухгалтерской отчетности, но задействованных в производстве ресурсов.
Экономическая прибыль – это разность между валовым доходом и экономическими издержками.
Экономисты рассматривают также нормальную прибыль, под которой понимаются альтернативные (другие) возможности использования денежного капитала фирмы.
В условиях совершенной конкуренции из-за перелива капитала в сферы его более выгодного применения ни одна фирма не получает нормальную прибыль, поскольку валовой доход равен валовым издержкам (TR = TC).
Несовершенная конкуренция порождает экономическую прибыль в результате реализации предпринимателем монопольной власти, как дополнительный, избыточный доход, как превышение валового дохода над валовыми издержками (TR > TC).
Источником экономической прибыли является:
1. эффективное использование ресурсов;
2. создание новых товаров и новых рыночных возможностей;
3. риск предпринимателей – это непредсказуемые изменения в спросе и предложении, с которыми сталкивается фирма.
На величину прибыли влияют следующие факторы: политическая и экономическая обстановка, демографическая ситуация, конъюнктура рынка, темпы инфляции, процент за банковский кредит, скорость и величина товарооборота, производительность и эффективность труда.
Ведущей функцией прибыли является финансирование инвестиций, и связанного с этим - рост фирмы и расширение границ ее деятельности.
Тема 6. Предприятие в современной экономике. Издержки и прибыль
Литература:
1. Сажина М.А, Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – С. 83.
2. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2005. – С.245.
3. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб.заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С.67.
Вопросы:
(31) 1. Экономическая природа фирмы и цели ее деятельности.
(32) 2. Предпринимательство и виды фирм в современной рыночной и переходной экономике.
(33) 3. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции.