Реструктуризация национальной экономики
Для экономики Республики Беларусь характерны ряд структурных деформаций, причинами которых являются существование в рамках бывшего Советского Союза и экономический кризис:
1) несоответствие структуры производства внутренним потребностям страны и внешнему спросу;
2) энерго- и материалоемкость выпускаемой промышленной продукции, что порождает зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;
3) относительно высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных ресурсов;
4) недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.
Ко всем группам отраслей необходимо применить комплекс методов государственного регулирования - снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии и т. д. Целевые установки структурной перестройки экономики заключаются в снижении доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замене неэффективных технологий.
Государственное регулирование экономики Республики Беларусь.
Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение устойчивого социально-экономического развития путем решения экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.
За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:
- эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;
- создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного соблюдения законов, развитие институциональной инфраструктуры обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
- формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;
- обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
- реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;
- развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;
- проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;
- формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;
- поддержка социально незащищенных групп населения;
- охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;
- формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;
- обеспечение национальной безопасности страны;
- разработка и реализация стратегии социально-экономического развития.
Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций. Они обеспечивают реализацию на своей территории государственной политики в отдельных отраслях и сферах экономики, подчиняются, помимо исполкомов, соответствующим республиканским органам государственного управления.