Тема 6. Эластичность спроса и предложения
Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Эластичность предложения. Практическое значение анализа эластичности.
Функция спроса устанавливает зависимость объема спроса от цены. В экономическом анализе нас интересует на сколько процентов изменится объем спроса при определенном изменении цены. Обычно степень влияния одной переменной на другую, зависящую от нее, определяется производной соответствующей функции. В экономический анализ вводится понятие эластичности – степени реакции одной переменной на изменение другой.Эластичность спроса по цене – процентное изменение объема спроса при изменении цены товара на :
Можно рассчитать точечную и дуговую эластичность спроса по цене:
точечная эластичность (при бесконечно малом изменении цены)
дуговая эластичность:
Кривая спроса на благо имеет один и тот же угол наклона, но эластичность спроса меняется при снижении цены от до 0. Эластичность бывает больше 1, тогда говорят об эластичном спросе; меньше 1, тогда спрос неэластичен, равная 1. Если , то спрос совершенно неэластичен, если , то спрос совершенно эластичен.
Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов:
1) чем больше товаров-заменителей, тем выше эластичность. Отсюда вытекает два следствия: а) чем уже и конкретнее товар, тем эластичнее спрос; б) спрос на товар конкретной фирмы более эластичен, чем рыночный спрос на тот же товар, производимый всеми фирмами;
2) доля расходов на данный товар в бюджете потребителя: чем выше доля расходов, тем более эластичен спрос;
3)степень значимости товара в потреблении: спрос на товары первой необходимости неэластичен, спрос на предметы роскоши эластичен;
4) время, необходимое для приспособления к изменению цены: чем больше временной промежуток, тем спрос эластичнее.
Эластичность спроса по цене влияет на получаемые производителями доходы. Обычно при эластичном спросе рост цены вызывает сокращение дохода, при неэластичном спросе рост цены приводил к росту дохода. И, наоборот, снижение цены при эластичном спросе ведет к росту дохода, а при неэластичном спросе – сокращению дохода. При единичной эластичности изменение цены не вызывает изменения дохода.
Важную информацию дает эластичность спроса по доходу – чувствительность изменения объема покупок потребителя к изменению его дохода:
Измеряется эластичность спроса по доходу процентным изменением объема покупок при изменении дохода на .Значение эластичности спроса по доходу меняется от до Это зависит от:
а) значимости товара для бюджета семьи: чем более значим товар, тем менее эластичен спрос;
б) является ли предметом роскоши или необходимости;
в) времени для преодоления сложившихся вкусов и стереотипов (см. рис.6.1).
Q |
Q |
Q |
Q |
I |
I |
I |
I |
Рис.6.1 а) некачественный товар ; б) нормальный эластичный товар ; в) нормальный неэластичный товар ; г) товар первой необходимости
Перекрестная эластичность спроса определяется процентным изменением объема спроса товара в ответ на изменение цены товара на :
Величина эластичности может быть положительной, если товары взаимозаменяемы и служат одной цели. Если товары взаимодополняемые, то эластичность отрицательна, т.е. рост цен на один товар вызывает сокращение спроса другого товара. Если товары не связаны друг с другом в потреблении, то перекрестная эластичность товаров равна 0.
Эластичность предложения– чувствительность реакции объема предложения на изменение цены. Цена измеряется процентным изменением объема предложения к процентному изменению цены:
Эластичность предложения всегда положительна, т.к. кривая предложения имеет восходящий характер. Она определяется: а) мобильностью факторов производства данного товара; б) временем. Обычно в краткосрочном периоде предложение неэластично, т.к. нет возможности привлечь дополнительные факторы производства для расширения выпуска. Чем больше период времени, тем выше эластичность.
Эластичность спроса и предложения учитывается не только для определения влияния изменения цены на изменение количества приобретаемых товаров, но и учитывается для анализа последствий введения косвенных налогов на товары и услуги, которые увеличивают цену реализуемого товара. Это сказывается на объеме покупок и на цене реализации. С помощью понятия эластичности можно определить: кто (покупатель или продавец) несет большие потери в результате введения косвенных налогов. Анализ показывает, что если спрос эластичнее предложения, то основную потерю несут продавцы, так как они не могут в полной мере, на величину налога, увеличить цену, и вынуждены уменьшить объем прибыли в цене при реализации данного товара. Если предложение более эластично, чем спрос, то основные потери несут покупатели, так как не могут отказаться от потребления данного товара и вынуждены покупать его по более высокой цене (например, введение косвенного налога на табачные изделия не заставит курильщика меньше курить, несмотря на повышение цен на сигареты). В случае абсолютно неэластичного спроса повышение цены не изменяет равновесное количество реализуемого товара. Налог целиком перекладывается на потребителя.