Экспериментальная оценка некоторых черт характера определяющих готовность людей к согласованному развитию
В соответствии с новой парадигмой экономического развития, которая называется гуманистической или инновационной [1], конечной целью такого развития является сам человек, наиболее полная реализация всех его способностей и возможностей. Основу новой парадигмы развития составляет идеология служения или стремления максимальным образом учитывать интересы и потребности своих потребителей и общества в целом [2]. Способность общества к переходу на новую парадигму развития в значительной степени зависит от ценностных ориентаций населения и, в частности, от того, какое место в системе критериев принятия людьми социальных решений занимают интересы и потребности других людей.
Цель экспериментального исследования, результаты которого приведены в настоящей статье, заключалась в том, чтобы выяснить значимость таких критериев для студентов экономического факультета Тверского государственного университета.
В основу методики эксперимента был положен специально разработанный для этих целей тест, получивший название «прибыли - убытки», суть которого заключается в следующем..
Испытуемому дается следующее задание: Представьте, пожалуйста, что у Вас появилась возможность выполнить или не выполнять необременительную для Вас работу. Если Вы выполните ее, то получите некоторую прибыль (убыток) . Выполнение этой работы приводит к тому, что кто-то другой одновременно с Вами получает определенную выгоду (или несет убытки). Размер прибыли может иметь следующие значения :
НИЗКАЯ (Ваше благосостояние от получения такой прибыли улучшится лишь в незначительной степени);
СРЕДНЯЯ(Ваше благосостояние заметно улучшится);
ВЫСОКАЯ(благосостояние улучшится коренным образом, Вы перейдете на качественно новый уровень жизни).
Возможный размер убытков может быть:
НИЗКИМ(благосостояние ухудшится лишь в незначительной степени);
СРЕДНИМ(благосостояние ухудшится заметным образом);
ВЫСОКИМ (благосостояние ухудшится коренным образом, Вы перейдете на качественно новый , более низкий уровень жизни).
Для каждой пары значений Вашей прибыли (или убытков) и прибыли (убытков ) другого, незнакомого Вам человека , приведенных ниже на графике, решите , готовы ли Вы выполнить эту работу. Ваше решение запишите в соответствующей клетке графика следующим образом:
“+1” - Вы должны поставить тогда, когда согласны выполнить работу;
“-1” - если отказываетесь от ее выполнения;
“0”- если Вы затрудняетесь в выборе решения.
При заполнении таблицы необходимо учитывать то обстоятельство, что возможность какой-либо договоренности и последующего перераспределения прибылей (убытков) с другим лицом у Вас отсутствует.
Рассмотрим перечень черт характера, которые могут быть выявлены по результатам теста.
Я Мои прибыли |
Я Мои убытки |
Он Его убытки |
Он Его прибыли |
Выс | |||||
Ср | |||||
Выс | Ср | Низк | Низк | Ср | Выс |
Низк | |||||
Ср | |||||
Выс |
Рис. 1 Тест “прибыли - убытки”
(Цифрами за пределами графика обозначены номера квадрантов.)
Если человек ради собственной выгоды готов нанести любой ущерб другому лицу, в нем сильно развиты эгоистические наклонности. Очевидно, чем больше +1 в четвертом квадранте, тем в большей степени эти наклонности развиты у человека.
Наличие только -1 в четвертом квадранте свидетельствует о такой черте характера, как гуманизм. Присутствие во втором квадранте +1 свидетельствует о том, что эксперту присущи черты альтруизма.
Одна или несколько +1 в третьем квадранте говорит о том, что эксперт готов причинить зло другим людям, даже если это связано с собственными убытками. Такую черту характера можно назвать человеконенавистничеством или стремлением вредить.
Если человек отказывается от получения прибыли только потому, что прибыль другого лица равна ли даже больше его собственной, то этому человеку присуще чувство зависти. Об этом свидетельствует наличие -1 или 0 в клетках первого квадранта с координатами “Мои прибыли” = “Низк.” или “Ср.”; “Его прибыли” не меньше моих.
Поскольку некоторые черты характера, рассмотренные выше, в общем случае являются несовместимыми (например, альтруизм и человеконенавистничество, гуманизм и человеконенавистничество, зависть и альтруизм и т. п.), то одновременное присутствие этих черт (по данным анкеты) свидетельствует либо о формальном, бездумном заполнении анкеты, либо о неустойчивости, противоречивости характера.
Помимо выводов о наличии или присутствии той или иной черты в характере человека тест позволяет количественно оценить степень развитости этих черт.
Методика такой оценки детально изложена в [3 ].
Качественную оценку степени развитости перечисленных выше черт характера можно провести при помощи системы правил, приведенной в таблице 1.Обработка результатов тестирования каждого испытуемого (эксперта) проводится при помощи приведенной выше таблицы. Оценка коллектива в целом производится статистическими методами. При этом помимо традиционной оценки математического ожидания, дисперсии и доверительных интервалов для них строятся гистограммы распределения экспертов по степени выраженности перечисленных черт характера. Подобные гистограммы используются далее для оценки процента экспертов, обладающих рассматриваемой чертой характера со степенью ее развитости не менее заданной.
Таблица 1.
Правила качественной оценки степени развитости черт характера испытуемого по результатам выполнения теста «прибыли - убытки».
Черта характера и Правило оценки
степень ее развито-
сти
Гуманистичность
высокая В четвертом квадранте присутствуют только -1.
средняя +1 отсутствуют только в нижнейстрокечетвертого квадранта.
низкая+1 есть в нижней строкечетвертого квадранта.
Эгоистичность
высокая + 1 присутствуют во всём четвертом квадранте
средняя +1 присутствуют не ниже средней строки четвертого квадранта.
низкая +1 присутствуют только в верхней строке четвертого квадранта.
Альтруистичность+1 присутствуют во втором квадранте
Завистливость
высокаяНаличие двух -1 в верхней строке первого квадранта и одной -1 в средней строке левого столбика этого же квадранта.
средняя -1 в верхней строке первого квадранта присутствует только в левом столбце.
низкая-1 в первом квадранте отсутствуют, но присутствуют 0.
Стремление вредитьПрисутствие +1 в третьем квадранте.
Результаты оценки перечисленных выше черт характера дают однозначный ответ на вопрос о том, какое место в системе критериев принятия испытуемыми социальных решений занимают критерии, отражающие интересы и потребности других людей. Так, высокий уровень гуманистичности поведения свидетельствует о большой субъективной значимости таких критериев; высокий уровень эгоистичности свидетельствует о том, что такие критерии для испытуемых являются не значимыми.
В эксперименте принимали участие 49 студентов экономического факультета ТвГУ. Результаты этого эксперимента приведены в таблице 2 и на рисунках 2 и 3.
Таблица 2.
Результаты экспериментальной оценки некоторых черт характера студентов.
Обобщенный портрет среднестатистического представителя группы испытуемых приведён на рисунке 2
Рис. 2. Обобщенный портрет среднестатистического испытуемого
Гистограммы распределения испытуемых по степени развитости рассматриваемых черт характера приведены на рисунке 3.
Рис. 3. Распределение испытуемых по степени развитости черт характера
Как видно из этого рисунка, примерно для 55% испытуемых критерии, связанные с учетом интересов других людей при принятии социальных решений являются практически не значимыми и примерно для 42% они субъективно значимы. Эти результаты хорошо согласуются с выводами [4] о том, что в системе ценностных ориентаций студентов стремление быть полезным обществу занимает одно из последних мест.
Ограниченный объем статистического материала не позволяет делать какие-либо глобальные выводы из полученных экспериментальных данных, однако если подобная картина характерна для большинства будущих экономистов, то ожидать скорого перехода нашей экономики на современную, прогрессивную парадигму развития не приходится. Второй вывод, который можно сделать из полученных экспериментальных результатов, заключается в необходимости совершенствования учебно-воспитательного процесса и целенаправленного формирования черт характера, необходимых для эффективного экономического развития.
Примечание: Экспериментальные данные, приведённые в статье, получены в 1998 году. К 2009 году число ярко выраженных эгоистов возросло до 70% -80% как среди студентов и школьников, так и среди работников предприятий. Число завистников также существенно увеличилось. Это свидетельствует о том, что готовность населения к согласованному взаимовыгодному сотрудничеству за истекшие 10 лет снизилась в значительной степени.
Литература
1.Экономические чудеса: уроки для России. -М., 1994.
2.Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров. -М., 1996.
3. Шорохов Ю.И. Развитие организаций: тенденции, механизмы, управление. / ТвГУ, Тверь, 1997.
4. Шорохов Ю.И. Методика и результаты экспериментальной оценки критериев выбора места работы студентами и старшими школьниками. (Настоящий сборник).
Ю.И. Шорохов